UA
 

Корреспондент: Остров сокровищ. Из бунтарской провинции Китая Тайвань вырос в одну из самых успешных экономик мира

Корреспондент.net,  8 сентября 2011, 15:39
0
97
Корреспондент: Остров сокровищ. Из бунтарской провинции Китая Тайвань вырос в одну из самых успешных экономик мира
Фото: Reuters
Сегодня Тайвань наряду с Гонконгом, Сингапуром и Южной Кореей является одним из четырех "драконов Азии"

Из бунтарской провинции бедного коммунистического Китая остров Тайвань вырос в одну из самых успешных экономик мира, пишет Максим Бироваш в №34 журнала Корреспондент от 2 сентября 2011 года.

"На этом месте, где приземлился ваш самолет, раньше была наибольшая на острове рисовая плантация", - такими словами встречает Корреспондент в Международном аэропорту Тайваня местный бизнесмен Джереми Чжао.

Теперь вместо фермерской деревни здесь раскинулся крупнейший авиационный терминал, а на месте старого оросительного канала в несколько уровней построен ультрасовременный автобан, ведущий в центр Тайбэя - столицы острова.

 


В этом буйстве технократии уже невозможно разглядеть вчерашний Тайвань -
отсталую аграрную провинцию Китая, разрываемую кровавыми противоречиями
ближайших соседей.

Венчает урбанистический пейзаж города будущего главная местная достопримечательность - 101-этажный небоскреб, самое высокое здание в мире. В этом буйстве технократии уже невозможно разглядеть вчерашний Тайвань - отсталую аграрную провинцию Китая, разрываемую кровавыми противоречиями ближайших соседей.

Гид в красках рассказывает о быстром росте островной экономики. Щедрые инвестиции в новые разработки, низкие налоги меньше чем за 20 лет сделали Тайвань одной из самых развитых стран мира. За короткую историю своей независимости от континентального Китая опальная провинция стала законодательницей моды в высоких технологиях, а ее компании на мировых рынках бытовой электроники потеснили европейских мастодонтов.

"Сегодня Тайвань наряду с Гонконгом, Сингапуром и Южной Кореей является одним из четырех "драконов Азии", которые даже без собственных сырьевых ресурсов достигли внушительного экономического роста", - говорит Корреспонденту Вальтер Йен, вице-президент Тайваньского совета по развитию внешней торговли.

Проводник грузинских реформ, бывший министр экономического развития этой кавказской республики Каха Бендукидзе под сильным впечатлением от преобразований некогда провинциальной азиатской страны.

"Мой любимый пример - Чан Кайши [основатель независимого государства Тайвань], он же был социалист, - говорит Бендукидзе. - Коммунисты наступали, и его партия Гоминьдан проигрывала все битвы в течение 14 лет. Потом они сели на корабли и умотали из Китая на остров Формоза (Тайвань). 3 млн просравших все что только можно политиков и военных. 3 млн лузеров и 20 млн необразованных крестьян [жителей острова]. Ну что может получиться"?

Из этого необычного сплава получилась одна из самых передовых экономик мира. Но не сразу.

 

Когда бедность - порок

В 1949 году китайская оппозиция, левонационалистическая партия Гоминьдан вынуждена была покинуть материковую часть страны, выбравшись в дальнюю провинцию. Но не с пустыми руками. С собой на новую родину Чан Кайши прихватил часть золотовалютного запаса Поднебесной, сокровища национальных музеев, самолеты, но главное - на остров прибыло много предпринимателей, врачей, учителей, военных.

Местное население с тревогой встретило новых хозяев и даже организовало бунты, которые были жестоко подавлены пришельцами с большой земли. Но одной лишь силой удержать остров было невозможно. Чан Кайши немедленно приступил к реформам и инфраструктурным преобразованиям.

Первый шаг - земельный вопрос. Общественные земли начали продаваться крестьянам в рассрочку. В стране стала формироваться прослойка мелких землевладельцев. К концу 1990-х 86% тайваньских крестьян стали собственниками пашни, еще 9% владели частью обрабатываемых земель и только 5% брали участки в аренду.

Сегодня Тайвань - крупный производитель продуктов питания, практически полностью покрывающий собственные продовольственные нужды. В страну импортируется только пшеница, кукуруза и соевые бобы. На экспорт Тайвань отправляет консервированные овощи, фрукты, грибы, сахар, чай.

Второй шаг к экономическому процветанию - форсированное строительство дорог, мостов, школ, линии связи, больниц. На все это пошла часть финансовой помощи от США.

В промпроизводстве была избрана стратегия импортозамещения и защиты внутреннего рынка. К 1960-м стало очевидно, что ограничение импорта - тупиковый путь развития. Внутренний рынок Тайваня слишком мал, здесь негде развернуться ни местному, ни зарубежному капиталу. Смена экономического курса произошла в сторону поощрения прямых иностранных инвестиций.

 


Весь этот капитализм родился в условиях жесткого авторитаризма правящей
партии, единственной разрешенной на территории Тайваня, но вырос до нынешних
размеров исключительно в демократических и рыночных условиях.

Транснациональные компании как раз начали искать возможность перенести производство в страны с дешевой рабочей силой, низкими стандартами охраны труда, слабыми профсоюзами. Тайвань тренд уловил и в 1964-м построил первую в мире свободную экономическую зону, специализирующуюся на производстве электроники.

С 1950 по 1990 год реальный ВВП на душу населения Тайваня вырос в 110 раз. Валютные резервы государства, по данным издания Business Week, к 2010 году достигли рекордной в Азии суммы - $ 390 млрд.

В Украине, к примеру, этот показатель в десять раз ниже, а численность населения вдвое выше. По размеру валютных накоплений Тайвань занимает четвертое место в мире после материкового Китая, Японии и России. Тайваньский же доллар - собственная валюта государства - свободно конвертируется и считается одной из самых стабильных валют в мире.

Весь этот капитализм родился в условиях жесткого авторитаризма правящей партии, единственной разрешенной на территории Тайваня, но вырос до нынешних размеров исключительно в демократических и рыночных условиях.

"Сначала на Тайване строили социализм. Потом поняли, что все это туфта. Страна катится в задницу, - описал новейшую историю тайваньской экономики Бендукидзе. - Стабилизировали налоги, валюту. Теперь Тайвань - одна из богатейших стран мира".

 

Мозговой штурм

При входе в муниципальный департамент налогов и сборов Тайбэя висит табличка, которая на двух языках, китайском и английском, информирует, что в этом году платить налоги будут только компании, заработавшие сверх обозначенного в законе уровня - 14 млн тайванских долларов (около 3,9 млн грн.). Все остальные отчитываются онлайн и заплатят, когда заработают достойную прибыль.

"Мы готовы собирать с бизнеса хоть по доллару, но на протяжении многих лет, - поясняет Ханг Линь, финансовый инспектор префектуры. - Если же компании будут закрываться, то от этого проиграют все, мы этого боимся больше всего".

Плюс к этому, чтобы вернуть на родину разъехавшихся по миру гениев, власти запустили масштабную информационную кампанию. Самых талантливых кулибиных стипендиями и госдотациями заманивают в специальные технопарки, где созданы условия для развития технического потенциала нации.

"Сейчас в крупнейшем из таких технопарков, в городе Синьчжу, работают более 130 тыс. человек", - говорит Чжао. Он сам приехал по призыву тайваньского правительства и сразу получил пятилетние налоговые каникулы с правом на беспроцентный ипотечный кредит и временную квартиру от муниципалитета в пригороде Тайбэя.

На Тайване, клочке суши размером с Киевскую область, сконцентрировались все передовые IT- компании мира. В столичном деловом квартале Нью-Тайбэй-сити расположились штаб-квартиры Asus, Gigabyte, MSI, D-Link, KWorld и НТС.

История успеха последней, компании НТС, - пример удачного инвестирования в инновации. Созданная в 1997 году, она начинала как безликий подрядчик у крупнейших производителей телекоммуникационной техники, собирая технику под чужими брендами.

Несмотря на скромный старт, за следующие девять лет тайваньцы на собственных изобретениях раскрутили свой бренд НТС и обогнали по капитализации многолетнего лидера отрасли финского телекоммуникационного гиганта Nokia.

Вершину, к которой финны стремились полвека, тайванцы покорили меньше чем за одно десятилетие. Сейчас смартфоны с аббревиатурой НТС на лицевой панели уступают в популярности только культовым гаджетам от Apple.

"Если о китайской экономике до сих пор говорят как о мастерской клонов, то тайваньцы уже успели сделать себе громкое имя в собственных передовых разработках, в которые инвесторы готовы вкладывать практические любые капиталы", - говорит Скалли Ванг, менеджер Тайванского совета по внешней торговле.

 

Понаехали там

В конце путешествия по Тайваню Чжао приглашает Корреспондент прокатиться по скоростной железнодорожной дороге, по которой за полтора часа можно пересечь остров от берега до берега. Этот проект стоимостью $ 15 млрд стал ответом тайваньцев на грянувший несколько лет назад экономический кризис.

Когда островные IT-компании показали спад производства, аборигены вспомнили о своей экзотичности и начали искать другие способы заработать. Внуки Чан Кайши сделали ставку на туризм. Половина инфраструктурных проектов в стратегической программе i-Taiwan 12 Projects с рекордным для Азии бюджетом $ 300 млрд связана именно с организацией досуга гостей острова. Скоростная железная дорога - первая реализованная часть этой антикризисной туристической программы.

Вместе с этим тайваньцы занялись обустройством побережья, которое до последнего времени использовалась как промзона, где активно шла переработка морепродуктов.

 


У Тайваня нет ни друзей ни врагов - у Тайваня есть интересы.

Под ветер перемен попало все - от даосских храмов до мавзолея генералиссимуса Чан Кайши, ставшего символом борьбы за независимость острова от Китая. Теперь все эти исторические места, еще недавно закрытые для массового посещения иностранцев, - зоны туристического интереса.

В 2009 году число иностранных туристов впервые превысило 4 млн, а в 2010-м их количество, по данным бюро по туризму министерства транспорта и коммуникаций, выросло до 7 млн человек. Кроме того, Ма Инцзю, нынешний президент Тайваня, в отличие от своих более радикальных предшественников, заявил о потеплении отношений с Китаем.

В 2011 году парламент Тайваня снял ограничения на китайские инвестиции в экономику. За счет капиталовложений из Поднебесной прямые инвестиции в остров выросли с кризисных $ 5 млрд до $ 16 млрд, практически закрыв брешь, образовавшуюся во время экономического коллапса. Таким образом, власть приступила к реализации перефразированного и затертого до дыр лозунга: "У Тайваня нет ни друзей ни врагов - у Тайваня есть интересы".

По словам руководителя российского Центра азиатских исследований Марины Тригубенко, благодаря такой гибкой экономической политике страна, быстро вернет себе докризисные темпы роста и снова станет региональным лидером по инвестициям. "Это, собственно, и есть философия азиатской экономики - держать нос по ветру", - резюмирует эксперт.

***

Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от2 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: экономикаТайваньАзияпроцветание
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...