UA
 

Корреспондент: Мужской разговор. Президент Украины выходит на тропу войны с Россией

13 сентября 2011, 11:56
0
35
Корреспондент: Мужской разговор. Президент Украины выходит на тропу войны с Россией
Фото: Корреспондент №35
"Киев впервые в истории газовых отношений по настоящему показал зубы"

Виктор Янукович выходит на тропу войны с Россией, тут же меняя имидж друга Москвы на врага Кремля. Схватка может закончиться унизительным поражением Киева или давно необходимым прорывом в энергетике страны и избавлением от российского газового ярма, - пишет Александр Пасховер в №35 журнала Корреспондент от 9 сентября 2011 года.

Перед журналистом Корреспондента сидит уставший 63-летний мужчина. Он выжат как лимон. Сегодня был трудный день. Пришлось ругаться с близкими друзьями. Ругались за деньги. За большие деньги. Ничего не поделаешь, такая у этого мужчины работа – премьер-министр Украины.

"Вступили мы не в простую фазу с нашими партнерами и товарищами, с которыми мы хотели бы дружить, – тяжело вздыхает Николай Азаров. – Давит на нас цена на газ". В это же самое время "партнеры и товарищи" из Москвы вне себя от гнева. Киев впервые в истории газовых отношений по настоящему показал зубы.

Во-первых, украинское правительство заявило, что втрое сократит импорт голубого топлива и увеличит собственную добычу. До сегодняшнего дня Украина ежегодно тратит на российский газ около $ 10 млрд, четвертую часть затрат госбюджета. Во-вторых, правительство Азарова отказывается признавать заключенный в январе 2009 года 10-летний контракт, который обязывает украинскую казну платить за навязанный, завышенный объем газа. И третье, самое неожиданное – Кабмин готов ликвидировать госкомпанию Нафтогаз Україна, таким образом, обнулив историю отношений со всемогущим Газпромом.

До сегодняшнего дня Украина ежегодно тратит на российский газ около $ 10 млрд, четвертую часть затрат госбюджета

Алексей Миллер, председатель правления Газпрома, согласен на украинский сценарий, но при одном условии. Его компания поглощает Нафтогаз, создает новую структуру и только в этом случае пересматривает старые контракты.

Навязчивое предложение Миллера обескуражило даже Президента Виктора Януковича. "Сначала загнали нас в глухой угол, потом стали диктовать условия, – отреагировал Президент Украины на газпромовский ультиматум. – Это унижает. Не меня лично, это унижает государство".

Триллер под названием Они сражались за родину переходит в самую уязвимую фазу – международный арбитраж. Украинская и российская стороны в одинаковой степени верят в свою неуязвимость перед лицом международной Фемиды, куда они готовы отнести жалобы друг на друга.

"Если брать мощную юридическую поддержку, у нас шансы большие, – говорит Корреспонденту Валерий Боровик, глава правления альянса Новая энергия Украины. –  Подача в арбитражный суд – это билет на войну. Готова ли эта власть воевать со своим партнером?"

Поле брани

Нынешнюю украинско-российскую схватку отечественные СМИ уже окрестили третьей газовой войной. Первые две пронеслись в 2006-м и 2009-м. Обе битвы Украина проиграла с разгромным счетом. После каждого противостояния цена на импортный газ удваивалась, и ее рост не прекращен и доныне. И вот в сентябре 2011 года украинское правительство затеяло новый крестовый поход за газом.

Президент Украины попросил руководство РФ пересмотреть кабальный контракт. Аргумент Януковича – тарифы Газпрома нерыночные. В пример глава государства приводит Германию, которая должна платить за газ на $ 200 меньше, чем украинская сторона. В интервью газете Коммерсант украинский Президент сказал, что исходя из этих цифр, Украина ежегодно переплачивает России до $ 6 млрд.

Обе стороны заявили, что готовы обратиться в международный арбитраж, и обе уверены,что вернутся с суда на белом коне.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев назвал позицию Киева "иждивенческой", идти на уступки кремлевский босс согласился только при выполнении хотя бы одного из условий. Условие первое – продажа газотранспортной системы Украины. Условие второе  – объединение в единый Таможенный союз, где уже пребывают Россия, Беларусь и Казахстан. Реакция Януковича на 20-м саммите стран СНГ продемонстрировала, что накал страстей достиг апогея. "Любое давление в этих вопросах, оно для нас унизительно, – парирует украинский Президент. – И мы не позволим, чтобы так с нами говорили".

Обе стороны заявили, что готовы обратиться в международный арбитраж, и обе уверены, что вернутся с суда на белом коне. Владимир Омельченко, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова, оценивает судебные перспективы Украины как "неплохие". Например, для того чтобы поставить под сомнение правомерность газового контракта между Украиной и Россией, он советует использовать аргумент о том, что соглашения заключены в условиях, когда Москва перекрыла Украине газовый вентиль.

"Фактически тогда было оказано очень мощное давление, – подчеркивает Омельченко, после чего добавляет. – Правда, правовое разбирательство, которое является все же цивилизованным средством решения споров между хозяйствующими субъектами, может обозлить [Россию] и тогда могут последовать экономические санкции".

Но уже и без всякого суда Украина донельзя разозлила Кремль, когда украинский премьер заявил, что для разрыва неэффективного контракта правительство пойдет на ликвидацию НАК Нафтогаза, от имени которого и подписывалось соглашение

"Я надеюсь, у нас хватит мудрости найти общее решение без суда - резюмирует Янукович. - Я рассматриваю суд уже как последнюю инстанцию, когда будут исчерпаны во время переговоров все наши возможности".

Но уже и без всякого суда Украина донельзя разозлила Кремль, когда украинский премьер заявил, что для разрыва неэффективного контракта правительство пойдет на ликвидацию НАК Нафтогаза, от имени которого и подписывалось соглашение. "Будет самостоятельная газодобывающая компания и самостоятельная компания, которая будет заниматься транзитом газа, и даже в силу этого нужно перезаключать известные соглашения", –  пояснил премьер.

Реорганизация Нафтогаза Москву не испугала, так как, по мнению Миллера, все обязательства украинской госкомпании перейдут к созданному правопреемнику. При этом шеф Газпрома не преминул уколоть Азарова, указывая на единственную легитимную возможность ликвидировать Нафтогаз – слияние его с Газпромом. "Реструктуризация Нафтогаза – это наше внутреннее дело, – вступился за начальство Виталий Лукьяненко, пресс-секретарь Азарова. –  Премьер сегодня не обращался к Миллеру, он обращался к правительству России. Причем тут Газпром?". После этой словесной перестрелки в бой вступил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, и вот тут вздрогнули все –  и Москва, и Киев.

От слов к делу

Топливный министр объявил, что в  2012 году Украина сократит на 10 млрд куб. м покупку импортного газа. Это означает, что Газпром в один момент лишится заказа размером в $ 4 млрд. Далее еще жестче. Бойко ставит задачу в течение пяти лет уменьшить закупки российского газа втрое и уже в ближайшее время увеличить собственную добычу на треть. В итоге вместо сегодняшних 36,5 млрд куб. м Украина будет закупать около 12 млрд. куб. м.

Из этого идеализированного украинского сценария торчат сразу две ахиллесовы пяты. Во-первых, по условиям всеми проклинаемого газового контракта Украина обязана выкупать фиксированный объем топлива – не менее 33 млрд куб. м. Один из пунктов контракта  предусматривает правило "бери или плати". Второе слабое место в заявлении Бойко о скором сокращении закупок российского газа –  замена недостающих экономике энергоресурсов. Ведь сейчас Украина добывает втрое меньше газа, чем ей нужно.

Бойко ставит задачу в течение пяти лет уменьшить закупки российского газа втрое и уже в ближайшее время увеличить собственную добычу на треть.

"Мы помним, что переводили [с угля] на газ наши котельни, а сейчас у нас газ стоит $ 400 за тысячу кубометров, и наши коллеги говорят, что он может быть и дороже, –  жалуется Азаров. – У нас нет другого выбора: нужно переходить на то, что мы имеем. Уж если поставили перед собой задачу перейти - значит, мы ее реализуем".

Обогрев страны углем – палка о двух концах. Мало того, что это экологически небезвредно: черная копоть покроет малые и большие города. Так еще и угольная промышленность для эффективной работы нуждается в ежегодных дотациях, превышающих $ 1 млрд. Наращивая производство, дотации придется увеличить, что ляжет тяжелым бременем на казну, которая и без того вся в дырах.

Кроме угля, правительство делает большую ставку на залежи шахтного метана и сланцевого газа, их запасы оценены украинским Институтом геологических наук примерно в 20 трлн. куб. м. Однако способ добычи этого сырья невероятно трудоемкий и требует оборудования, оплатить которое может только крайне богатое государство.

Кроме угля, правительство делает большую ставку на залежи шахтного метана и сланцевого газа, их запасы оценены украинским Институтом геологических наук примерно в 20 трлн. куб. м.

По мнению Боровика, за один и даже за три года решить задачу по добыче этих ископаемых нереально. "Все что мы говорим о замене, даже 5-10%, это не завтрашний день, это лет пять-десять", – прогнозирует эксперт. Впрочем, на краткосрочную перспективу у Украины есть некий запас прочности. В газовых хранилищах страны накопилось 19,2 млрд куб. м. Этого объема достаточно, чтобы выдержать традиционный новогодний шантаж с перекрытием вентиля на украинско-российской границе. Но в дальнесрочной перспективе выбранная тактика ущербна, считает Омельченко.

"Украина должна смириться с теми ценами на энергоносители, какие есть, и выстраивать экономику в соответствии не с теми "хотелками", которые кто-то там желает, а с реальными, объективными вещами, –  говорит ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова. –  Цены высокие? Значит, нужна соответствующая структура экономики, которая бы меньше потребляла газа. Вот этим надо заниматься. А поиски дешевого газа – это бесперспективно".

Этот постулат готовы оспорить в Германии и Италии. В июле итальянская компания Edison в судебном порядке добилась от российского монополиста финансовых уступок. А  в сентябре немецкий энергетический концерн E.ON Ruhrgas подал иск против Газпрома в международный арбитражный суд. Немцев не устраивает цена на газ, которая,  по словам официального представителя концерна Адриана Шафранеца, не соответствует реалиям рынка. В концерне E.ON Ruhrgas недовольны, что долгосрочный контракт с Газпромом вынудил компанию в 2010-м платить за топливо на 22% выше, чем текущая рыночная цена, по которой газ продавался на условиях немедленной поставки.

Труба зовет

То, что у России нет ни друзей, ни врагов, а кругом сплошные интересы, 6 сентября  красноречиво показал Владимир Путин, премьер-министр РФ. В этот день заработал газопровод Северный поток, который проходит по дну Балтийского моря. Кстати, в акционерах проекта  обиженный россиянами E.On Ruhrgas. Одна из целей трубопровода  – поставка топлива в страны Европейского союза в обход Украины. "Украина – наш давний традиционный партнер, –  заявил глава российского правительства на открытии первой линии Северного потока. –  Как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением".

Глава российского Газпрома добавил к сказанному, что около 20 млрд куб. м газа, которые раньше поставлялись через украинскую газотранспортную систему в Чехию и Германию, теперь пойдут по новому маршруту.

Янукович сам себя загнал в такой угол, из которого не так уж много выходов

Вторая линия, которая будет сдана в эксплуатацию в ближайшие два года увеличит пропускную способность Северного потока с нынешних 27,5 млрд куб. м в год до 55 млрд куб. м. Это тот объем, который  может быть отобран из украинских труб.  Сейчас Украина транспортирует 110 млрд куб. м в год. Между тем потребление газа в Европе ежегодно возрастает. Исключением стали лишь два года кризиса. "Украина хоть и потеряет некоторый объем, будет транспортировать 70-80 млрд куб. м, –  говорит Омельченко. – Это тоже серьезный объем".

И все же Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований в Киеве, считает, что украинская власть преждевременно выпустила пар. Защитить интересы страны теперь будет гораздо сложнее. После сентябрьской перепалки Москва будет делать все возможное, чтобы насолить Киеву. "Янукович сам себя загнал в такой угол, из которого не так уж много выходов", –  резюмирует Марунич. Так и есть. Россия, не стесняясь, заявляет о своих стратегических целях обыграть Украину на газовой карте континента. Москва не против превратить газотранспортную систему в бесполезный металлолом или включить ее в свою сферу влияния.

Марунич считает, что создание газотранспортного консорциума – едва ли не единственный выход для Украины, чтобы остаться невредимыми в большой драке. "Я думаю, что СП может быть компромиссом для всех, – говорит  эксперт. –  Других просто не остается. Тем более европейский партнер еще бы и деньги дал и обеспечил гарантиями загрузки".

Защитить интересы страны теперь будет гораздо сложнее. После сентябрьской перепалки Москва будет делать все возможное, чтобы насолить Киеву

Боровик же реализацию интересов Украины видит несколько иначе. Для того чтобы их соблюсти, он предлагает руководству страны пять непростых решений. Первое: увеличить добычу природного, сланцевого газа. Второе: активизировать строительство на Черном море терминала по сжиженному газу.

Третье: ускорить процедуры тендеров на разведку и добычу газа. Четвертое: сделать упор на развитие альтернативной энергетики и резко сократить потребление энергии как в жилых домах, так и на производстве. "Нужно, чтобы в это активно включился малый бизнес, –  говорит Боровик. –  Для этого необходима поддержка населения по закупкам источников альтернативной энергии, льготное кредитование под небольшие проценты".

И самое радикальное, пятое: подача иска в международный арбитражный суд на разрыв злополучного контракта. "При этом нанять очень мощную юридическую западную компанию, которая мощно защитит интересы НАК Нафтогаз Україна, – Боровик уточняет, что такой шаг ведет к радикальному противостоянию. –  Вытащит ли эта власть билет на войну? Я очень сомневаюсь".

Откуда дровишки

Промышленность Украины – одна из самых энергозатратных экономик мира. По данным International Finance Corporation, для производства $ 1 ВВП в Украине тратится энергии вдвое больше, чем в среднем по планете, и втрое, чем в странах ЕС. Этот позорный показатель ставит отечественную экономику на самый низкий неконкурентный уровень развития.

Украинская экономика не скоро сможет избавиться от газовой зависимости. Ежегодно из украинских недр добывается 20 млрд куб. м. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко обещает в ближайшее время увеличить добычу украинского газа до 27 млрд куб. м. Но и этого мало стране, где экономика поглощает минимум 54 млрд куб. м голубого топлива в год.

Дефицит покрывается за счет российского импорта. Для того чтобы его свернуть, правительство ищет альтернативные источники энергии. Запасы природного газа в Украине выглядят скромно – около 1 трлн куб. м. Зато, по данным Института геологических наук НАН Украины, в стране имеется минимум 12 трлн куб. м залежей шахтного метана и, как утверждают в министерстве экологии и природных ресурсов, 8 трлн куб. м сланцевого газа.

Чем прозрачнее будут договора в энергетическом секторе и реальнее возможность переубедить инвесторов в кафе Шанхая в том, что в Украине хороший инвестиционный климат

Как первое, так и второе привлекает крупных иностранных инвесторов. 1 сентября госкомпания Укргазвидобування подписала контракт с транснациональной корпорацией Shell о разведке газовых месторождений в Днепровско-Донецком бассейне. Первичная сумма инвестиций составит $ 200 млн. В случае успешных поисков – еще $ 600 млн.

При подписании соглашения присутствовал посол Великобритании в Украине Ли Тернер. В интернет-блоге на сайте Korrespondent.net дипломат написал: "Этот контракт о разведке и добыче сланцевого газа в Украине стал одним из наибольших инвестиционных соглашений, которые составлялись в Украине в течение последних лет. Он открыл перспективу роста добычи украинского газа и энергетической самостоятельности Украины".

Вместе с тем весь этот газовый массив – всего лишь перспективные проекты, которые оживут только после многомиллиардных инвестиций. Чтобы им прийти в Украину, нужно глобальное чудо. Согласно данным американского исследовательского центра The Heritage Foundation в рейтинге Индекс экономической свободы Украина удерживает 164-е место из 179-ти возможных. Это значит, что в Украине вести бизнес тяжелее, чем в Анголе (№ 161), но к счастью пока еще легче, чем в Чаде (№ 165).

"Чем прозрачнее будут договора в энергетическом секторе и реальнее возможность переубедить инвесторов в кафе Шанхая в том, что в Украине хороший инвестиционный климат, –  размышляет в своем блоге Тернер, –  тем скорее Украина сможет привлекать необходимые инвестиции для увеличения энергетической независимости".

***

Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 9 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

СПЕЦТЕМА: Украина-Россия: газовый вопрос
ТЕГИ: газУкраина-Россияжурнал КорреспондентГазпромНафтогаз
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...