ГлавнаяШоу-бизКино
 
Этот материал опубликован на Корреспондент.net в рамках официального партнерского соглашения с Русской Службой Би-би-си

Канны-2012: кино на фоне скандала о сексизме

Русская служба Би-би-си, 16 мая 2012, 14:37
0
37
Канны-2012: кино на фоне скандала о сексизме
Фото: Reuters

16 мая начинается 65-й Международный Каннский фестиваль. На Золотую Пальмовую ветвь претендуют 22 фильма, среди них и картина российского режиссера Сергея Лозницы "В тумане".

В этом году в отборочную комиссию Каннского фестиваля было прислано 1719 полнометражных художественных фильмов (то есть отборщику нужно смотреть по четыре с половиной фильма в день – если работать круглый год, без выходных и праздников).

По признанию Тьери Фремо, художественного директора фестиваля, "мы очень справедливы в начале, но крайне несправедливы в конце". Из валового потока кинопродукции Фремо выбрал несколько десятков фильмов, вошедших в официальную программу фестиваля. Однако лишь 22 фильма – лучшее, что сделано в искусстве кино в 2012 году – претендуют на "Золотую Пальмовую ветвь".

В конкурсе нет ни одного дебюта, а несколько мэтров, включенных в соревнование, по слухам, пытались даже отказаться от этой чести. Например, Кен Лоуч, представляющий в Канне британский кинематограф с шотландской комедией "Доля ангела" ("Angel's share"), уговаривал Фремо показать фильм вне конкурса.

Фильм по сценарию давнего соавтора Лоуча, Пола Лаверти, рассказывает о рядовом жителе современного Глазго – безработном юном папаше по имени Робби, который решает добиться светлого будущего для своего новорожденного сына при помощи традиционного народного средства – виски.

Австрийский корифей Михаэль Ханеке, обладатель Золотой Пальмовой ветви 2009 года ("Белая лента"), а также Гран-при фестиваля ("Пианистка", 2001) и приза за лучшую режиссуру ("Скрытое", 2005), от участия в конкурсе не отказывался, и его новую ленту "Любовь" считают одним из самых очевидных фаворитов.

"Любовь" - камерная семейная история о ненависти. Сценарий фильма Ханеке написал сам, отчасти на автобиографическом материале – дочь-музыкант вынуждена навестить своих престарелых родителей-музыкантов, поскольку с матерью случился инсульт. "Любовь" безжалостно и беспристрастно смотрит в душу современных европейских буржуа, а актерский ансамбль фильма достоен витрины музея кино: стариков играют Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива (звезда фильма Алана Рене "Хиросима, любовь моя"), а их дочь – Изабель Юппер.

Французских фильмов в конкурсе, по традиции, три: за "классиков" играет 90-летний Ален Рене, за "проклятых поэтов" - Леос Каракс, звезда радикального артхауса девяностых, снявший свою первую в этом столетии полнометражную картину "Божественные моторы" с Дани Лавантом и Кайли Миноуг. В 1999 году его "Пола Х" с Екатериной Голубевой и Гийомом Депардье была номинирована на Пальмовую ветвь.

А за актуальное французское кино отвечает Жак Одиар, чей триллер "Ржавчина и кость" - история отношений харизматичной укротительницы китов-касаток (Марион Котийяр) и безработного отца-одиночки – провозглашен французской прессой главным кандидатом на Пальмовую ветвь.

В 2009 году "Пророк" Одиара, фильм о молодом мусульманине, становящемся хозяином жизни сначала за решеткой, а потом и на воле, получил Гран-при в Канне и потряс французскую публику.

Теперь во Франции работает тотализатор - сможет ли ориентированный на массовую аудиторию триллер "Ржавчина и кость" с огромным для европейского кино бюджетом в 16 миллионов евро покорить фестивальное жюри.

Северную Америку представят на Круазетте канадец Давид Кроненберг с нью-йоркской драмой "Космополис", экранизацией одноименного романа Дона Делило, "Газетчик" Ли Дэниэлса, Джеф Николс с сюрреалестичным вестерном "Мад" и "подарочный" фильм открытия, "Королевство полной луны" Уэса Андерсона – приключенческое ретро из жизни бойскаутов с Брюсом Уиллисом, Эдвардом Нортоном, Тильдой Суинтон и Биллом Мюрреем.

Фильм выходит в широкий всемирный прокат сразу же после окончания фестиваля, и, очевидно, американские продюсеры решили воспользоваться бульваром Круазетт как удобной площадкой для запуска европейского проката.

Также среди самых ожидаемых фильмов конкурса – ленты Ульриха Зайдля, Карлоса Рейгадаса и Аббаса Киаростами. "Парадиз: Любовь" австрийского пост-документалиста Ульриха Зайдля, чьи фильмы, как истории болезни, с клинической точностью регистрируют пороки и мании современных европейцев.

На этот раз тема картины Зайдля – секс-туризм. "На кенийских пляжах их называют "сахарными мамами". Европейские женщины в поиске африканских парней, продающих любовь, чтобы заработать на хлеб. Тереза, 50-летняя австрийка, едет в этот туристический рай.

"Парадиз: Любовь" рассказывает о пожилых женщинах и молодых мужчинах, о Европе и об Африке, об эксплуатируемых, которые сами становятся эксплуататорами", - гласит синопсис. Вообще же фильм Зайдля станет первой частью трилогии: истории трех женщин, отправляющихся в отпуск за счастьем.

Мексиканец Карлос Рейгадас, чей "Тихий свет" в 2007 году очаровал критиков и завоевал приз жюри, возвращается в Канн с автобиографической картиной "Свет после тьмы" (Post Tenebras Lux), а ветеран фестиваля, иранец Аббас Киаростами, представивший в Канне 12 фильмов и лишь однажды, в 1997 году, удостоившийся "Пальмовой ветви", привезет на Круазетт мелодраму "Как будто влюбленный" ("Like someone in love") - снятую в Токио любовную историю пожилого господина и юной девушки.

Восточноевропейских фильмов в юбилейном конкурсе два: "За холмами" Кристиана Мунжиу и "В тумане" Сергея Лозницы. Оба фильма сняты оператором Олегом Муту. В 2007 году фильм о подпольных абортах в советской Румынии "4 месяца, 3 недели, 2 дня" принес Мунжиу и Муту всемирную славу и "Пальмовую ветвь", а румынскому кинематографу – статус самого яркого и актуального из восточноевропейских.

На этот раз Кристиан Мунжиу возвращается в конкурс с историей о православном монастыре, в стенах которого возникает любовный треугольник: две подруги и Господь Бог.

Сергей Лозница дебютировал в Каннском конкурсе и в игровом кино в 2010 году с картиной "Счастье мое" - историей о дальнобойщике, сгинувшем на диких просторах современной России. Действие нового фильма Лозницы, экранизации одноименной повести Василя Быкова, происходит в 1942 году, в оккупированной немцами Белоруссии.

Это фильм о нравственном выборе и о внутренней войне, в которой нет и не может быть победителей. Картина снималась в восточной Латвии, а в копродукции приняли участие пять стран: Германия, Россия, Латвия, Нидерланды и Белоруссия.

Как бы ни легли на этот раз фестивальные карты, и каковы бы ни были пристрастия фестивального жюри под руководством итальянского режиссера Нанни Моретти, чья сатира на современную Италию "Habemus Papam" ("У нас есть Папа") боролась за Пальмовую ветвь в прошлом году, столь стремительное возвращение Сергея Лозницы на Круазетт вызывает бурный интерес критиков и повышает градус интриги.

По мнению Евгения Гусятинского, кинообозревателя журнала "Русский репортер" и отборщика МКФ в Роттердаме, уровень юбилейного конкурса настолько высок, что предстоящий фестиваль может стать лучшим за десятилетие. "Конкурс не только сильный и ровный по именам, но, что особенно ценно, большинство приглашенных режиссеров – не забронзовевшие классики, уставшие и исчерпавшие себя, но активно работающие с киноязыком авторы, чье творчество определяет лицо кинематографа XXI века", - говорит он.

Что же касается жюри юбилейного фестиваля (где, в частности, будут работать французский кутюрье Жан-Поль Готье, немецкая звезда Диана Крюгер и британский актер Эван Макгрегор), по мнению Гусятинского, от команды судей во главе с Нанни Моретти вряд ли можно ожидать радикальных решений. "Моретти – крупный и уважаемый режиссер, известный своей консервативностью. На мой взгляд, ни как режиссер, ни как вершитель фестивальных судеб Моретти не готов к неожиданным и радикальным решениям", - сказал кинокритик в интервью bbcrussian.com.

Между тем, французская пресса, не успев остыть после бурного марафона президенстких выборов, пишет о предстоящем фестивале с ироничным азартом. Газета Le Monde публикует интервью с президентом жюри Нанни Моретти под названием "Habemus praesidentem" ("У нас есть президент"). А художественный директор фестиваля Тьери Фремо в обращении к читательницам еженедельника Madame Figaro утверждает, что девизом юбилейного фестиваля станет название конкурсной картины патриарха французского кино Алена Рене – "Вы еще ничего не видели"!

65-й Международный Каннский кинофестиваль проходит с 16 по 27 мая.

Источник: Русская служба Би-би-си

СПЕЦТЕМА: Каннский кинофестиваль-2013
ТЕГИ: Каннский кинофестиваль
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корреспондент.net в cоцсетях

Загрузка...