ГлавнаяШоу-бизКино
 
Этот материал опубликован на Корреспондент.net в рамках официального партнерского соглашения с Русской Службой Би-би-си

Би-би-си: Почему новый министр ополчился на фильм о войне?

Русская служба Би-би-си, 20 июня 2012, 16:34
0
32

Решать, плох или хорош фильм о Великой Отечественной войне, должен зритель - так деятели кино прокомментировали для Би-би-си просьбу нового министра культуры отменить премьеру фильма "Служу Советскому Союзу" на НТВ.

Великая Отечественная война - это не только победы, но и поражения, сопровождавшиеся непростым моральным выбором, и об этом необходимо говорить, рассуждают опрошенные Русской Службой Би-би-си деятели кино.

Министр культуры России Владимир Мединский в письме гендиректору телекомпании НТВ Владимиру Кулистикову рекомендовал не показывать 22 июня, в годовщину нападения Германии на СССР, фильм "Служу Советскому Союзу", рассказывающий о конфликте советских заключенных ГУЛАГа и лагерного начальства при столкновении с немцами в июне 1941 года.

Директор московского Музея кино Наум Клейман считает, что действия министра нарушают Конституцию, гарантирующую отсутствие цензуры.

"Если это было сделано другим образом - просьба перенести показ на другое время, например, чтобы пощадить чувства людей, которые в этот день страдают, - это еще можно было понять", - рассуждает он в разговоре с Русской службой Би-би-си.

Министр, сделавший себе имя на борьбе с так называемой фальсификацией истории, ссылается на возмущение ветеранов войны, уже успевших, как следует из его письма, посмотреть фильм в интернете.

"Минкультуры России не намерено вмешиваться в политику телевещания и работу СМИ... В то же время я убежден: свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан", - написал министр.

Как поступит НТВ, пока не ясно: в пресс-службе телеканала Русской службе Би-би-си сообщили, что письмо адресовано лично Кулистикову, и о его ответе во вторник ничего не сообщалось.

Вопрос политики

Андрей Малюков, режиссер, чья картина "Матч" о событиях в оккупированном Киеве в 1942 году вызвала споры на Украине, предполагает, что просьба министра - "это не вопрос зрительского восприятия, это вопрос некоторой политики".

Клейман возмущен просьбой - а фактически, директивой - российского министра: "Это знак того, что человек не хочет знать, что было на самом деле. Если это искажение правды и истории, о чем так хлопочет Мединский как историк, он мог бы оспорить фильм с фактами в руках". И в-третьих, считает руководитель Музея кино, это "неуважение к создателям фильма и памяти тех людей, которые погибли в первые годы войны".

Главный редактор журнала "Мир кино" Даниил Дондурей считает, что частично Мединский прав: "Я не думаю, что фильм нужно снимать из программы, но его не стоит просто так давать (в эфир)", - сказал он Русской службе Би-би-си.

Фильм, по его словам, нужно показывать с последующим анализом и обсуждением с участием экспертов и съемочной группы - как это делается, например, в передаче "Закрытый показ" на Первом канале.

"Это замечательное кино для дискуссии. Должны быть историки, и это прекрасная тема для передач, которых у нас нет - про неизвестные исторические страницы. У нас же нет ни одного, в сущности, военного фильма про то, что неприятно", - замечает Дондурей.

Ложь и правда

Режиссер Андрей Малюков считает, что зрители должны сами решать, что нравится, а что нет. "Табуированных тем не бывает, другое дело - все зависит от того, как сделано конкретное произведение. Например, допущены ли вкусовые издержки или обидные для всей нации вещи - это вызывает протест, я понимаю", - говорит режиссер.

Директор московского Музея кино Наум Клейман в целом с этим согласен. "Я вполне допускаю, что кино может быть лживым - в обе стороны лживым. Но в любом случае, всякое искусство имеет право быть вынесенным на суд общественности", - замечает эксперт.

Дальше судьбу фильма и его ценность решают отзывы зрителей, специалисты и кассовые сборы. " Но в любом случае ни один запрет никогда ничего не доказывал. Он не является опровержением. Он является проявлением страха", - считает Клейман.

Андрей Малюков вспоминает, как съемки фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за родину" закрывали в Советском Союзе, потому что считалось, что это "неправильная окопная правда".

"Якобы существует какая-то объективная правда, а это какая-то необъективная. Дело в том, что искусство всегда сильно своим субъективным взглядом", - замечает режиссер.

"Разумеется, искусство подчиняется другим законам. Есть высший суд и высшая правда в искусстве, которое часто не совпадает с какими-то фактами. Так, Пушкина можно обвинить в том, что он оболгал Бориса Годунова, обвинив его в недоказанном убийстве царевича. Я не думаю, что господин Мединский будет опровергать Пушкина", - говорит Наум Клейман.

Пора обсуждать?

Даниил Дондурей обращает внимание на то, что в российском обществе не ведется дискуссия о неприглядных событиях Великой Отечественной войны. "Мне кажется, что пришла пора задавать вопросы и искать на них ответы", - считает киновед.

"Никто не задавался вопросом, почему 4 млн в 1941 году оказались в плену, хотя перешли границу и воевали всего 3,5 млн немцев. Как это немцы могли захватить больше людей?"

Или другой пример: "Неудобно в нашей стране задавать вопрос, почему Германия потеряла 9 млн человек, а Россия - минимум 27. Как так получилось, что за этим стоит? А в наших фильмах каждый русский солдат убивает десятерых немцев".

По последним данным ВЦИОМ, свыше 60% россиян считают, что кино, СМИ, литература и школьные учебники сегодня создают достоверный образ Великой Отечественной войны.

"Никто не хочет снимать фильмы про поражения", - замечает Дондурей.

Смотреть про поражения многие тоже не хотят. Около трети россиян, по тому же опросу ВЦИОМ, считают, что СМИ и кинематограф искажают прошедшие события и заостряют внимание на негативных деталях.

Как предполагает Даниил Дондурей, министр Мединский исходил из того, что в России есть 65-летняя традиция, что война - это повод гордиться своей победой и своим величием.

"Но мы знаем, как психология победы довела футбольную команду до победы три дня назад. Там тоже была психология победы - мне кажется, это не совсем адекватная сегодня психология. Победы не бывает без поражений и без жертв. Нужно осмыслять природу, причины этих поражений и жертв. И тогда у тебя будут победы", - заключает он.

Источник: Русская служба Би-би-си

ТЕГИ: РоссияисторияСССРСлужу Советскому Союзу
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корреспондент.net в cоцсетях

Загрузка...