ГлавнаяНаукаНаука

Ученые обнаружили у мух автопилот

Корреспондент.net, 2 марта 2010, 13:37
Ученые обнаружили у мух автопилот
Фото: James L. Castner/entomology.ifas.ufl.edu
Муха-дрозофила использует в полете автопилот

Ученые установили, что мухи-дрозофилы могут противостоять порывам ветра и не отклоняться от направления полета, корректируя угол наклона своих крыльев 250 раз в секунду с помощью системы автоматической стабилизации.

Об этом говорится в работе исследователей из США, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Лейфа Ристрофа из Корнеллского университета исследовала механизмы, которыми пользуется дрозофила (Drosophila melanogaster) для корректировки своего положения в воздухе, сталкиваясь в свободном полете с турбулентностью.

"Подобно первым самолетам и современным реактивным истребителям, дрозофила использует систему автоматической стабилизации, реагирующую на кратковременные отклонения", - отмечают авторы статьи.

Во время эксперимента, ученые приклеили к спинкам 40 мух кусочки проволоки длиной 1,5 миллиметра, а затем с помощью магнитов "сбивали их с курса", фиксируя полет на камеры, делающие 8 тысяч кадров в секунду.

Ученые: Подобно первым самолетам и современным реактивным истребителям, дрозофила использует систему автоматической стабилизации

В результате опыта ученые выяснили, что насекомое в полете может быстро определять отклонения и очень аккуратно изменять угол наклона крыла 250 раз в секунду, возвращаясь, таким образом, точно в исходное положение. Естественными "гироскопами", определяющими угловую скорость мухи, служат жужжальца, небольшие вибрирующие органы, которые миллионы лет назад в ходе эволюции развились из задних крыльев.

По мнению ученых, исследование механизма контроля полета у насекомых может помочь инженерам в разработке маневренного и устойчивого махолета - воздушного судна с движущимися крыльями. Кроме того, понимание этого механизма поможет разобраться в истории развития летающих насекомых планеты.

"Способность контролировать полет сильно изменила эволюцию нашей планеты. Примерно 350 миллионов лет назад в мире не было того множества деревьев и цветов, которое есть сегодня. Как только насекомые разобрались, как маневрировать в воздухе, эти опылители дали Земле возможность расцвести жизнью", - заметил руководитель лаборатории Итай Коэн.

Напомним, в январе ученые провели исследование и доказали, что предки птиц научились летать, не развивая прыжки на суше, а планируя с деревьев.