Ученые расшифровали геном орангутана. Открытие поможет в лечении людей

Корреспондент.net,  28 января 2011, 10:15
Ученые расшифровали геном орангутана. Открытие поможет в лечении людей
Фото: АР
Открытие поможет в лечении людей

Группа ученых из Вашингтонского университета в США расшифровала геном орангутана - - третьего вида гоминид после человека и шимпанзе. Открытие позволит в будущем прояснить эпизоды эволюции людей, а также поможет при разработке методов лечения некоторых болезней.

Авторы исследования  под руководством Девина Локке установили, что за миллионы лет своей эволюции геном орангутана изменился существенно меньше, чем изменились геномы шимпанзе и человека, имеющих более короткую эволюционную историю. Ученые связывают это с относительно небольшим количеством мобильных элементов в геноме орангутана, так называемых ретротранспозонов, которые вызывают появление дублирующихся участков и их перестановку в ДНК.

Наличие большого количества этих элементов в ДНК ученые до последнего времени связывали с развитием интеллекта у человека и его ближайших предков, однако относительно высокий интеллект орангутанов в сравнении с шимпанзе и человеком, вероятно, в будущем заставит исследователей пересмотреть свои гипотезы.

Кроме того, ученые обнаружили, что разделение орангутанов на два вида - борнейских и суматранских - произошло намного позже, всего 400 тысяч лет назад, тогда как предварительные генетические данные указывали на 1 миллион лет раздельной эволюции двух видов обезьян. Такая точность в оценке стала возможно в результате статистической обработки всего генома орангутанов - ученые исследовали образцы 5 особей с каждого острова.

Еще одним необычным свойством генома этих гоминид является его более значительная близость к геному человека, чем к геному шимпанзе в некоторых участках. Это говорит о том, что в ходе параллельной эволюции предки шимпанзе потеряли часть генов орангутанов, тогда как предки человека их по каким то причинам сохранили. Прояснить причины таких различий помогут геномы гориллы, и карликового шимпанзе, бонобо - двух оставшихся видов гоминид из тех, что живут в наши дни.

Ученые полагают, что расшифрованные геномы орангутанов можно будет использовать в целях сохранения биологического разнообразия, а также при разработке методов лечения болезней у людей.

"Орангутаны также как и люди страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом, их геном может помочь при более глубоком анализе и изучении эволюции этих болезней среди гоминид, что может быть полезно для разработки методов лечения людей", - пояснил Оливер Райдер (Oliver Ryder), соавтор публикации, слова которого приводит интернет-издание Nature News.

Орангутаны появились в Африке примерно за 6-10 миллионов лет до того, как разделились эволюционные линии человека и шимпанзе (6 миллионов лет назад), после чего мигрировали в Азию. К настоящему времени этот вид наиболее развитых обезьян, включающих кроме человека еще шимпанзе и горилл, обитает только на островах Борнео и Суматра Зондского архипелага.

Напомним, ранее американские ученые из Массачусетского технологического института впервые сумели расшифровать геномы организмов, существовавших на планете боле трех миллиардов лет назад. По мнению ученых, данное открытие позволит прояснить ход эволюции и вероятные механизмы появления видов живых существ на Земле.