Ученые выяснили, как бабочки спасаются от сексуальных домогательств

Корреспондент.net,  30 мая 2011, 16:18
Ученые выяснили, как бабочки спасаются от сексуальных домогательств
Фото: фото Таисии Стеценко
В жизни этих бабочек секс бывает лишь раз в жизни

Японские ученые из Технологического института в городе Фукуока пришли к выводу, что самки бабочек пятнистых червонцев, чтобы избежать нежелательного внимания назойливых самцов, пользуются весьма простым методом: они складывают свои узорчатые крылья и тем самым становятся менее заметными для ухажеров.

Ученые отмечают, что в жизни этих бабочек секс бывает лишь раз в жизни. Глава исследования, доктор Дзюн-Я Идэ обнаружил, что самки пятнистых червонцев очень часто складывают свои крылья, когда находятся в окружении других бабочек.

"Я также заметил, что они делают это гораздо реже, когда мимо них пролетают бабочки других видов", - добавил доктор Идэ, поставивший перед собой цель выяснить, в чем причина такого необычного поведения.

Основной инстинкт. Секс в мире животных

Назойливые попытки спаривания, предпринимаемые неуемными самцами, могут быть опасны для хрупких самок, и поэтому, догадался японский ученый, самки, судя по всему, складывают крылья с целью избавиться от навязчивых поклонников.

Чтобы проверить свою гипотезу, доктор Идэ использовал макет самца пятнистого червонца. "Когда я подносил игрушечного самца к самкам, которые уже прошли спаривание, они часто складывали крылья", - сказал он.

Однако бабочки, которым этот процесс еще только предстоял, крылья не складывали и гордо оставляли их на виду. "В результате я пришел к выводу, что, когда самке больше не нужно спариваться, она складывает крылья, чтобы не привлекать к себе внимания", - объяснил японский ученый.

В то же время, бабочки-девственницы распрямляют крылья, чтобы, наоборот, привлечь к себе самцов. По словам доктора Идэ, "складывание крыльев – это манера поведения, которая в процессе эволюции развилась у бабочек пятнистых червонцев с целью избежать сексуальных домогательств".

Напомним, в прошлом году ученые обнаружили насекомое, обладающее самыми большими гениталиями среди всех известных живых организмов. Рекордсменом оказался сверчок Platycleis affinis, масса его яичек составляет 14 %  от массы его тела - для сравнения, у человека этот показатель составляет от 0,04 до 0,08%.