Ученые доказали, что у двухметровой доисторической креветки были огромные глаза

Корреспондент.net,  8 декабря 2011, 13:48
Ученые доказали, что у двухметровой доисторической креветки были огромные глаза
Фото: фото Katrina Kenny/University of Adelaide/Lenta.ru
Креветка аномалокарис

Австралийские палеонтологи установили, что двухметровая креветка кембрийского периода аномалокарис обладала зрением, мало того, она могла посоревноваться в зоркости и четкости зрения с самыми глазастыми беспозвоночными современности - хищными стрекозами, пишет журнал Nature.

Ученые доказали, что креветка обладала огромными глазами диаметром в три сантиметра. Креветка аномалокарис  выглядела достаточно странно. У нее не было конечностей, кроме двух гибких усов у ротового отверстия, которыми она ловила и разрывала трилобитов и других мелких беспозвоночных. Тем не менее, креветка очень хорошо плавала, изгибая пластины своего панциря.

"Аномалокарис является самым зорким беспозвоночным палеозойской эпохи", - утверждает Джон Патерсон из университета Новой Англии и его коллеги.

Исследователи изучили окаменелые останки глаз, которые они обнаружили в кембрийских отложениях в заливе Эму на острове Кенгуру. Патерсону и его коллегам удалось найти отпечатки глаз аномалокариса. Как отмечают исследователи, форма и размеры глаз беспозвоночного были хорошо известны по их контурам в уже найденных окаменелостях, однако структура и тип глаз оставались тайной.

В 2011 году авторы статьи наткнулись на отпечатки огромных глаз размером в три сантиметра. По своей форме и размерам данные окаменелости совпадали с контуром глаз аномалокарисов и их родственников из родов Amplectobelua, Laggania и Hurdia. С другой стороны, в районе залива Эму ученые находили останки лишь одного вида гигантских беспозвоночных - аномалокариса Бриггса.

Данное предположение подтверждается возрастом останков, который, по расчетам ученых, приближается к 515 миллионам лет. Это время соответствует середине кембрийского периода, на который приходится расцвет аномалокарисов и их близких родственников.

Структура этих окаменелостей совпадала с устройством глаз современных насекомых и ракообразных - они были составлены из нескольких сотен отдельных зрительных элементов - омматидий. Как полагают ученые, это свидетельствует в пользу родства аномалокарисов и современных членистоногих, визитной карточкой которых являются сложные фасеточные глаза.

Напомним, в начале ноября в Австралии обнаружили останки древнего медведя, который обладал самыми сильными челюстями среди всех ныне живущих сухопутных хищников, сообщает ВВС.