Пернатые динозавры питались протоптицами - ученые

Корреспондент.net,  30 августа 2012, 10:03
Пернатые динозавры питались протоптицами - ученые
Фото: geekosystem.com
Ученые нашли в желудке пернатых динозавров останки простейших протоптиц

Ученые выявили, что обитавшие на территории современного китая около 120 млн лет назад крупные пернатые динозавры синокаллиоптериксы питались мелкими протоптицами.

Такие результаты дало исследование костей конфуциусорнисов и других мелких птицеящеров в окаменевших желудках динозавров.

Группа ученых из университета Альберты в Эдмонтоне (Канада) под руководством Фила Белла (Phil Bell) из Центра динозавров Пайпстоун-Крик в городе Клермон проводили раскопки вблизи города Бэйпяо в северокитайской провинции Ляонин.

Здесь залегают отложения так называемой Исяньской формации, сформировавшиеся в начале мелового периода, 125-120 миллионов лет назад. Ранее в ходе раскопок были  найдены останки гигантской блохи, ящероптицы Xiaotingia zhengi, пернатого тираннозавра Yutyrannus huali и многих других интересных динозавров и протоптиц.

Авторы статьи обнаружили в окрестностях Бэйпяо два частичных скелета хищных динозавров, принадлежавших к виду Sinocalliopteryx gigas.

Как утверждают палеонтологи, эти динозавры достигали длины до двух метров, а по высоте и массе напоминали крупную собаку. Их тело покрывал тонкий слой примитивных перьев, что и стало основанием для их родового имени, означающего "красивые перья из Китая" на смеси латыни и древнегреческого.

Останки синокаллиоптериксов сохранились достаточно хорошо - в частности, ученым удалось извлечь и изучить череп, позвоночник и некоторые другие части скелета динозавров. При анализе окаменелости палеонтологи заметили, что рядом с фрагментами одного из скелетов синокаллиоптерикса находись кости ящера или птицы гораздо меньших размеров.

Сравнив свою находку с костями известных мелких древних ящеров, ученые пришли к выводу, что скелеты принадлежат примитивным протоптицам, на что указывает характерная форма лопаток, плечевых и "вороньих" костей.

Как полагают ученые, синокаллиоптериксы нападали на своих жертв из засады, так как они не были достаточно ловкими и легкими для лазания по деревьям. По всей видимости, они пользовались тем, что конфуциусорнисы медленно взлетали и приземлялись, а также не были приспособлены к длительным перелетам.

Напомним, в начале июля текущего года американские и немецкие палеонтологи обнаружили в Баварии останки большого пернатого динозавра с большим пушистым "беличьим" хвостом и представили его миру.