Самки комодских варанов из-за заботы о потомстве живут вдвое меньше самцов

Корреспондент.net,  18 октября 2012, 10:17
Самки комодских варанов из-за заботы о потомстве живут вдвое меньше самцов
Фото: АР
Самцы комодского дракона тяжелее самок почти втрое

У комодских варанов из-за высоких затрат энергии при размножении и заботе о потомстве самки живут в два раза меньше самцов, выяснили австралийские ученые.

Биологи изучали популяцию ящеров Varanus komodoensis, которых также называют комодскими драконами. Ящеры обитают на четырех островах Индонезии.

Животных отлавливали, измеряли их рост, возраст, вес и другие параметры, а затем метили и выпускали на волю. Всего ученые поймали 400 ящеров из нескольких независимых популяций.

Используя математический анализ ученые узнали среднюю продолжительность жизни варанов и зависимость скорости роста от возраста и пола животных.

Как выяснили биологи, самцы и самки  этого вида ящеров сильно отличаются по всем ключевым параметрам. Например, продолжительность жизни самцов составляла около 60 лет, что в два раза превышает соответствующий показатель у самок. Кроме того, самцы также были тяжелее самок почти втрое (средний вес самца - 65 кг).

Ученые предполагают, что это различие вызвано различной стратегией использования ресурсов. Самки комодских варанов практически все свободные энергоресурсы тратят на размножение: откладывание яиц, обустройство и охрану гнізда. При этом самцы тратят их на себя: на рост и набор веса.

Как отмечают исследователи, для обоих полов такой выбор является эволюционно оптимальным: самки увеличивают вероятность передачи собственных генов, откладывая как можно больше яиц, а самцы вынуждены участвовать в ритуальных боях, где вес играет ключевую роль в успехе.

Отметим, что комодские драконы являются самыми крупными рептилиями на планете. Они умеют вырабатывать яд и способны охотиться даже на буйволов.