Американские биологи обнаружили в клетках счетчики энергии

Корреспондент.net,  22 октября 2012, 08:34
Американские биологи обнаружили в клетках счетчики энергии
Фото: АР
Открытие может помочь в создании лекарств от диабета и сердечно-сосудистых заболеваний

В клетках бактерий обнаружили универсальный молекулярный переключатель работы генов, работающий в зависимости от уровня клеточного «топлива» - аденозинотрифосфата. Об открытии сообщили сотрудники Исследовательского института Скриппса (Ла-Холла, США).

Ученые считают, что это открытие может помочь в создании новых лекарств от болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Находка биологов относится к РНК-переключателям -  молекулам рибонуклеиновой кислоты, которые "включают" и "выключают" определенные гены.

Поиск таких РНК-переключателей важен для понимания работы генов у разных организмов.

Ученых удивило то, что найденный ими переключатель связывается с маленькой молекулой - аденозинотрифосфатом (АТФ), универсальным источником энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых клетках. Ранее считалось, что с АТФ связываются лишь молекулы белков.

"Счетчик" энергии является молекулой РНК определенной структуры, так называемым ydaO мотивом, который присутствует почти в 600 генах у разных видов бактерий. Эти гены участвуют в регуляции самых разных процессов в клетке, которыми, как теперь оказалось, управляет РНК-переключатель.

Он начинает синтезироваться в клетках, если количество АТФ в них снижается. При этом, предполагают ученые, осуществляется отключение энергозатратных, но не критически необходимых для клеток процессов.

"Это - первый (найденный) РНК-переключатель, который вовлечен в глобальное регулирование обмена веществ в клетке," - отметила руководитель работы Марта Федор.

Исследователи отмечают, что если им удастся обнаружить подобные сенсоры клеточной энергии для генов человека, то они смогут быть полезными при лечении болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Напомним, в сентябре текущего года группе ученых из Оксфордского и Кэмбриджского университетов (Великобритания) впервые удалось выделить ген, ответственный за чувствительность тканей к действию инсулина.