Биологи выяснили тайны гигиены насекомых

Корреспондент.net,  5 февраля 2013, 13:19
Биологи раскрыли секрет гигиены насекомых
Фото: Кадр из видео исследователей
Насекомые умываются для избавления от воска

Исследователи выяснили, что регулярная очистка насекомыми антенн нужна животным для сохранения способности к обонянию. Работа была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее резюме выложил ScienceNow.

В ходе эксперимента ученые временно закрепили американским тараканам Periplaneta americana жвалы клеем, из-за чего животные были неспособны очищать свои антенны. При этом исследователи контролировали изменение их поверхности при помощи сканирующего электронного микроскопа.

Авторы выяснили, что антенны насекомого за 24 часа без чистки покрываются налетом воска, который мешает проникновению воздуха к обонятельным клеткам. В норме этот воск насекомые продуцируют для снижения потерь воды, но без чистки его количество на антеннах увеличивается в три-четыре раза.

Окончательное доказательство влияния воска на обоняние ученые получили в ходе прямого эксперимента, анализируя электрическую реакцию чувствительных клеток на ароматические вещества при помощи электродов.

Отмечается, что ни феромоны, ни гексанол, ни другие соединения не вызывали ответа у обонятельных клеток тех тараканов, которые 24 часа прожили без чистки. Аналогичные результаты дали исследования и других насекомых - черного муравья Camponotus pennsylvanicus и домашней мухи Musca domestica.

То, что насекомые проводят чистку антенн, было известно достаточно давно, тем не менее, показать смысл этой процедуры в прямом электрофизиологическом эксперименте удалось только сейчас.

Ранее собщалось, что биологи из Йоханнесбурга выяснили, что жуки-скарабеи умели ориентироваться по свету Млечного пути.