Череп Шекспира похитили - ученые

Русская служба Би-би-си,  24 марта 2016, 11:43
Череп Шекспира похитили - ученые
Могила Шекспира

Археологи смогли увидеть содержание могилы, не потревожив захоронение.

Ученые, изучавшие могилу Уильяма Шекспира, пришли к выводу, что череп поэта, возможно, действительно был украден.

Это открытие придает достоверности новости, появившейся в английской прессе еще в 1879 году и сообщавшей о том, что искатели сокровищ похитили череп Шекспира из его неглубокой могилы в 1794 году.

Исследователи использовали проникающий сквозь слой грунта радар (GPR), просканировав им могилу в церкви Святой Троицы в Стратфорде. Это было первое археологическое исследование могилы Шекспира.

Этот метод позволил ученым увидеть содержание могилы, не потревожив захоронение.

Археолог Кевин Коллс из Стаффордширского университета, проводивший исследование вместе с геофизиком Эрикой Утси, заявил: "У нас есть захоронение Шекспира с потревоженным изголовьем и есть история, предполагающая, что в один исторический момент кто-то пришел и взял череп Шекспира".

"Для меня очень, очень убедительно звучит вывод о том, что черепа в церкви Святой Троицы вообще нет", - говорит археолог.

Портрет ШекспираС жизнью Шекспира до сих пор связано множество нераскрытых тайн

Исследование было приурочено к 400-й годовщине смерти Уильяма Шекспира.

Место захоронения поэта уже многие годы было предметом спора историков и археологов, потому что оно слишком мало для того, чтобы здесь похоронить взрослого мужчину.

На надгробной плите нет имени, есть лишь леденящая душу эпитафия:

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землей;

Не тронувший блажен в веках,

И проклят - тронувший мой прах.

Так звучит один из существующих переводов на русский язык.

Надгробие Проклятие на надгробной плите многие ученые не приписывают Шекспиру, поскольку оно не блещет высоким талантом

Основные выводы исследователей:

• Есть признаки основательного ремонта головной части могилы, причем, предположительно, ремонт был необходим для устранения проседания пола, вызванного предыдущими вмешательствами.
  • Ремонт добавляет веса истории, опубликованной в 1879 году в журнале Argosy о том, что череп Шекспира был похищен из его неглубокой могилы.
  • Исследование показало, что поэт, его супруга Анна Хэтэуэй и другие родственники были захоронены не в большой и глубокой семейной могиле, как считалось раньше, а в неглубоких могилах под полом церкви.
  • Глубина могил Шекспира и его супруги – меньше метра. При этом его могила оказалась значительно длиннее, чем надгробие, она продолжается на запад к сторону изголовья, это делает размер могилы таким же, как и другие могилы членов семьи.
  • Радар не нашел никаких признаков металла в могиле. Например, гробовых гвоздей, из чего делается вывод, что Шекспир и его родные похоронены не в гробах, а просто завернутыми в полотнища и закопанными в землю.

Исследователи отправились также в церковь Святого Леонарда в графстве Вустершир, где, согласно легенде, в запечатанном склепе хранится череп Шекспира.

Криминологическая и антропологическая экспертиза определила, что этот череп принадлежал женщине, умершей в возрасте 70 с лишним лет.

Могила поэтаМесто захоронения поэта многие годы было предметом спора историков и архитекторов

"Это большая честь – стать первым ученым, получившим разрешение на исследование могилы Уильяма Шекспира", - сказал Кевин Коллс.

"Участвуя в подобных проектах, никогда не знаешь, на что можешь наткнуться. И конечно, существует множество противоречащих одна другой легенд и мифов о могиле Барда", - сказал он.

"Удивительная команда, используя самое современное оборудование, получила поразительные результаты. Это лучше, чем я мог надеяться, - говорит ученый. - Эти результаты в ближайшие годы наверняка разожгут споры, ученые дискуссии и породят противоречивые теории. Даже сейчас, когда я думаю об этих находках, у меня мурашки по спине бегут".

Настоятель церкви Святой Троицы Патрик Тейлор, тем временем, сказал, что не убежден, достаточно ли свидетельств того, что череп был украден.

"Мы намерены и дальше уважать святость его могилы в соответствии в завещанием Шекспира и не позволим ее тревожить, - сказал он. - Мы должны будем жить с тайной, не зная точно, что находится под надгробным камнем".