Японцы обнаружили аномалии на темной стороне Луны

13 февраля 2009, 16:07
Японцы обнаружили аномалии на темной стороне Луны
Фото: wikipedia.org
Самая высокая точка Луны возвышается над остальной поверхностью на 11 километров - ученые

Японский лунный зонд Kaguya впервые обнаружил гравитационные аномалии обратной стороны Луны. А японские астрономы составили подробную топографическую карту поверхности спутника Земли с ранее неизвестными областями южного и северного полюсов.

Топографическая карта, авторами которой стали Хироши Араки из Национальной астрономической обсерватории Японии и его коллеги из Японии, США и Германии, первая в своем роде, так как описывает поверхность спутника от полюса до полюса как на видимой стороне Луны, так и на теневой ее части. Карта с разрешением в 15 километров была составлена при помощи двух субзондов - Окина и Оуна.

Кроме того, одной из групп ученых во главе с Нориюки Намики из Университета Киушу стали известны новые подробности истории столкновений Луны с большими и малыми небесными телами. По словам экспертов, в период активного вулканизма кроме кратеров эти столкновения оставили следы и под поверхностью Луны. Разглядеть их оказалось возможно только при исследовании структуры ее гравитационного поля.

Ученые так же выяснили, что наиболее высокая точка Луны находится на краю кратера Дирихле-Джексона близ экватора и возвышается над остальной поверхностью на 11 километров. Наиболее глубокая впадина на Луне - дно кратера Антониади около южного полюса, утопленного на девять километров вглубь лунной поверхности.

К тому же Акари и его коллеги смогли рассчитать жесткость лунной поверхности, в течение миллионов лет бомбардируемой кометами, астероидами и метеоритами. Группа Намики, в свою очередь, обнаружила на теневой стороне Луны отрицательные гравитационные аномалии в форме колец. Они могут быть кратерами, заполненными вулканическими базальтами, или застывшими мантийными породами, поднятыми в результате столкновения к поверхности, полагают ученые.

Как и группа Араки, Намики и коллеги отмечают большую твердость теневой стороны по сравнению с относительно мягкой видимой. По мнению ученых, такую разницу в свойствах видимой и теневой сторон Луны можно объяснить более холодными условиями, при которых  формировались кратеры.