Главная
 

Украинцам не хватает денег на национализм

5 января 2001, 03:57
0
11

Намерения зампреда украинского Госкомитета по информполитике Степана Павлюка заставить в 2001 году все телеканалы исполнять законы в части вещания на государственном языке неосуществимы. Весь этот процесс упирается в один фактор – экономический. 90% коммерческих СМИ вещают на русском языке, и крупномасштабные «языковые» изменения предполагают процесс очень длительный, и многие попытаются его избежать. Об этом говорится в материале, опубликованном в интернет-издании «Газета. Ru».

  Формулировка украинского чиновника была понята российской общественностью так: в скором времени предстоит очередное ущемление русскоязычного населения на Украине. Первая официальная реакция последовала от российского МИДа.  

  В среду министерство выпустило официальное заявление, сообщив, что в Москве вызвало «по меньшей мере удивление» решение украинских властей требовать от всех теле- и радиоканалов вести передачи только на украинском языке. «Складывается впечатление,– говорится в заявлении МИДа,– что кому-то из украинского политического истеблишмента не по душе улучшение российско-украинских отношений, которое получило значительный импульс в ходе недавнего рабочего визита президента Украины Леонида Кучмы в Россию». На фоне «позитивных тенденций» в этих отношениях «усилия определенных украинских кругов в области телерадиовещания выглядят не совсем дружественными».    

МИД констатировал, что «выдавливание русского языка из украинских СМИ» началось еще в 1995 году, когда на территории Украины была прекращена трансляция российской радиостанции «Маяк». Впоследствии были сокращены и переведены на другой, слабо принимаемый в государстве канал передачи ОРТ. А в октябре этого года власти пригрозили закрыть украинские радиостанции, ретранслирующие «Русское радио» и украинские версии ряда российских газет.    

Между тем вещание на всех 800 телеканалах, работающих на Украине, до сих пор осуществляется в основном на русском языке. Объем вещания коммерческих каналов на русском языке составляет около 90%. На русском выходит такой же процент и печатных изданий – это все те же «Известия» и «Комсомолка», только с украинской рекламой и приложениями, а иногда и без них.    

Для того чтобы выяснить, с чего это вдруг незалежные украинские СМИ так «полюбили» язык северных соседей, «Газета.Ru» обратилась за комментариями к ним самим. Правда, попытка связаться с представителями властей успехом не увенчалась: президент Леонид Кучма издал специальный указ, по которому на Украине все дни до 7 января включительно объявлены праздничными. Чиновники не работают и за проникновением чужестранных слов в жевто-блакитный эфир, соответственно, не следят.    

Даже телевидение работает сейчас в дежурном режиме. Единственная телекомпания, с которой удалось связаться,– ICTV. Знаменита она тем, что именно туда перешли с ТВЦ известные российские телеведущие Владислав Флярковский и Дмитрий Киселев. Кстати, очевидно, не для того, чтобы вещать на совершенно незнакомом им языке.    Гендиректор ICTV Александр Богуцкий так объяснил сложившуюся на украинском информационном рынке ситуацию: «Проблем с русским языком у нас не существует». Точнее, она, конечно же, есть, но телекомпаниям и радиостанциям выполнять законы об ущемлении русского языка невыгодно из коммерческих соображений.

   Известно, что на Украине, как и в России, существует закон о лицензировании. Лицензии на вещание теле- и радиокомпаниям выдаются на конкурсной основе. Для того чтобы получить преимущество перед конкурентами, компании представляют на конкурс «патриотические» концепции, в которых обещают как можно больший процент вещания отдавать под украиноязычные проекты и программы.    Однако на деле для воплощения своих концепций лицензиатам требуется серьезно добирать и переучивать штат, докупать оборудование – одним словом, нести большие расходы. Гораздо проще и выгоднее после получения лицензии заниматься простым перегоном российских программ и изданием копий российских же газет – естественно, с «врезанием» в них местной рекламы. Для существования такой радиостанции, по словам Богуцкого, достаточно иметь в штате всего трех сотрудников (директора, бухгалтера, рекламного агента) и соответствующий договор с российским СМИ.    Большинство телеканалов, радиостанций и газет поступают именно так. Чиновник Степан Павлюк своим заявлением, как считает Богуцкий, просто решил упорядочить деятельность компаний и «напомнить им об условиях полученных лицензий», поскольку «это все равно что получить лицензию на торговлю игрушками, а заниматься продажей алкогольных напитков – выгодно, но незаконно». Впрочем, это проблема украинского национального рынка, и не российскому МИДу ее решать.

*Статьи, размещаемые в рубрике "Мир о нас", перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Корреспондент.net не всегда разделяет точку зрения автора данных публикаций


 

ТЕГИ: Китайфото
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корреспондент.net в cоцсетях