Главная
 

Lenta.ru: "Чистой воды свинство и провокация"

Lenta.ru, 19 февраля 2013, 13:23
0
144
Lenta.ru:  Чистой воды свинство и провокация
Фото: pravo-znaty.org.ua

Украинскому агентству УНИАН объявили бойкот из-за фальшивых новостей, пишет в колонке для Lenta.ru журналист Елизавета Сурганова.

В субботу, 16 февраля, два украинских издания - "Зеркало недели" и "Украинская правда" - объявили бойкот информационному агентству УНИАН. Причиной стал скандал, разразившийся на прошлой неделе: на сайте УНИАНа появились фальшивые сообщения об оппозиции, которые журналисты агентства назвали навязанной сверху "джинсой".

Руководство УНИАНа пока никак не комментирует произошедшее. Между тем коллектив агентства уже направил обращение владельцам и представителям Евросоюза, требуя уволить руководство. Журналисты считают, что речь идет о намеренном уничтожении репутации одного из крупнейших и авторитетнейших информационных агентств Украины.

Репутационный скандал вокруг УНИАНа начался 11 февраля из-за публикации на сайте агентства трех заметок. В одной из них оппозиционный лидер, народный депутат Александра Кужель якобы заявила, что власть готовится ее арестовать и что если это произойдет, тысячи людей выйдут на улицы в ее поддержку. Кроме того, говорилось в материале, она упомянула информатора в оппозиционной среде, который "сливает" данные режиму. В другой заметке было опубликовано заявление от лица адвоката Юлии Тимошенко (также народного депутата) Сергея Власенко. Власенко якобы рассказал об усилившемся давлении властей: в частности, как написал УНИАН, у его дома появились "сотрудники СБУ в костюмах мультипликационных медведей, которые под видом раздачи рекламной продукции ведут негласное наблюдение".

Абсурдности этому и без того комичному заявлению прибавило его "опровержение": спустя несколько часов УНИАН опубликовал третью заметку, в которой Власенко якобы возмущался журналистами, которые снова все переврали - в частности, перепутали, мол, сотрудников СБУ с сотрудниками Генпрокуратуры. "Слишком часто в СМИ публикуются мои заявления, где три четверти правды, а 25 процентов - полная чушь, которую добавляют к правдивому заявлению, чтобы выставить меня в роли клоуна", — цитировал УНИАН "праведный гнев" Власенко. Сообщения об опасениях оппозиционера немедленно разошлись по крупнейшим украинским СМИ.

Однако уже вечером 11 февраля выяснилось, что "клоуном" Сергея Власенко пытается выставить именно УНИАН. Адвокат Тимошенко опроверг все сообщения, опубликованные агентством, отметив, что не давал ему никакого интервью. "Это чистой воды свинство и провокация", - добавил он. Одновременно от своих слов отказалась и Александра Кужель. Пока остальные СМИ печатали опровержения, УНИАН убрал с сайта заметки (в информационную ленту агентства они так и не попали). Однако уже через несколько часов все три материала появились на сайте снова, без каких-либо сообщений об опровержении со стороны Власенко и Кужель.

На следующий день несколько журналистов УНИАНа опубликовали заявление, в котором назвали новости о Власенко и Кужель "джинсой" от неизвестного заказчика. Они отметили, что ответственность за их размещение лежит на шеф-редакторе агентства Михаиле Ганницком и генеральном директоре Вадиме Осадчем. Журналисты также рассказали, что в конце 2012 года редакцию агентства "усилили" четырьмя сотрудниками, которые "лояльны к руководству и выполняют всю грязную работу".

В четверг 14 февраля журналисты УНИАНа обратились напрямую к руководству медиахолдинга, в который входит агентство: бизнесмену Игорю Коломойскому, который является главным акционером компании, президенту УНИАН и председателю Национального союза журналистов Украины Олегу Наливайко, а также руководителю медиахолдинга Александру Ткаченко. Сотрудники информагентства обвинили Ганницкого и Осадчего в превращении агентства в убыточное, падении его влиятельности, снижении уровня материалов, а также нанесении "сокрушительного удара по репутации УНИАН". Журналисты предложили назначить в агентстве временных руководителей, заняться восстановлением его репутации, а также создать "редакционный совет, который сделает невозможным повторение в будущем случаев нарушения правил профессиональных стандартов и этики со стороны нового менеджмента". Помимо владельцев и топ-менеджмента УНИАНа, это письмо было также направлено представителям Евросоюза, членам Европарламента, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунье Миятович, а также в организацию "Репортеры без границ".

Сами руководители агентства - Михаил Ганницкий и Вадим Осадчий — скандал вокруг УНИАНа пока никак официально не комментируют, намекая только, что требование поставить фальшивые новости шло "сверху". На письменный запрос "Ленты.ру" ни Ганницкий, ни Осадчий не ответили, при попытках дозвониться секретари ссылались на их занятость. Между тем, как заявляет журналист "Украинской правды" Мустафа Найем со ссылкой на неназванных сотрудников УНИАНа, настаивал на публикации сфальсифицированных новостей глава медиахолдинга Александр Ткаченко. Согласно источникам Найема, Вадим Осадчий вступил в перепалку с Ткаченко из-за сообщений о Власенко и Кужель, а Михаил Ганницкий, узнав о публикации новостей, потребовал снять их с сайта. Однако затем новости появились вновь - их вернул все тот же Осадчий, сославшись на распоряжение Ткаченко.

У коллектива УНИАНа уже не первый раз возникают конфликты с новым руководством. Вадим Осадчий был назначен гендиректором УНИАНа в феврале 2012 года. Через несколько месяцев, в мае, он отстранил от должности главного редактора агентства Александра Харченко, назначив на его должность Михаила Ганницкого, ранее работавшего в газете "Сегодня", а зимой 2012 года ставшего заместителем Харченко. Сам Харченко, который возглавлял УНИАН на протяжении 13 лет, заявил тогда, что его отстранение - это продолжение политики по уничтожению независимых СМИ на Украине. Некоторое время он возглавлял сайт УНИАНа, а затем и вовсе покинул агентство.

Осенью 2012 года о цензуре заговорили и рядовые сотрудники агентства. Они заявили, что руководство издания удаляет отдельные новости с сайта агентства и дает указания, каким темам уделять более пристальное внимание. По словам журналистов, им, в частности, запрещали публиковать негативные новости о Викторе Януковиче, нескольких сотрудников даже оштрафовали за материалы отрицательного характера о президенте.

В нынешнем скандале с УНИАНом интересно то, что почти никто не комментирует само содержание фальшивых новостей про представителей партии Юлии Тимошенко. Заказчики этих публикаций при желании могли бы опубликовать куда более неприятный компромат на оппозиционеров, чем заявления, просто выставляющие их в комическом свете. По-видимому, это и дает основания многим - в том числе и самим униановцам - полагать, что публикация материалов была скорее шагом по дискредитации независимого агентства с 20-летним стажем работы, чем по дискредитации оппозиции.

Пока что одним из главных итогов случившегося с УНИАНом стал бойкот агентства со стороны коллег из других СМИ. Первым с большим редакционным материалом выступил общественно-политический еженедельник "Зеркало недели". В издании заявили о беспрецедентности произошедшего: "Крушение основ: а на какую же тогда информацию вообще можно положиться, если даже агентства - ровесники независимости, компании, для которых репутация - это основа существования, могут себе позволить беззастенчиво врать в глаза читателю, разводя руками и кивая на начальство?". Редакция "Зеркала" заявила, что будет бойкотировать всю информацию, поступающую от УНИАНа, пока руководство агентства не снимет фальшивые новости с сайта, не опубликует их опровержение и не объяснит, наконец, причины этого информационного "вброса".

К заявлению "Зеркала недели" присоединилась "Украинская правда". Издание заявило, что агентство УНИАН стало "каналом распространения не просто недостоверной информации, а активным участником информационной войны на стороне власти". Сотрудникам УНИАНа оно предложило публиковать заметки в собственных аккаунтах в социальных сетях, отмечая, что "журналисты агентства имеют гораздо большее доверие, чем бренд УНИАН". Позже к бойкоту присоединился и телеканал ТВi.

С ответом на громкие заявления коллег выступил один из сотрудников УНИАНа Сергей Воропаев. В статье под названием "Бойкот УНИАН: Лицензия на убийство?" он отметил, что бойкот информагентства не является эффективной мерой и гарантией того, что в УНИАНе и других украинских СМИ не будут появляться заказные материалы. На его взгляд, своим заявлением о бойкоте "Зеркало недели" и "Украинская правда" "фактически предлагают предоставить лицензию на убийство одного из старейших информационных агентств Украины". Предложение же журналистам публиковаться в социальных сетях Воропаев счел "скорее издевательством, чем проявлением цеховой солидарности".

В защиту униановцев выступила и сама депутат Александра Кужель, ставшая героиней одной из поддельных новостей. Она раскритиковала тех, кто подвергает обструкции журналистов УНИАНа, и заявила, что ставить знак равенства между ними и менеджментом информагентства - большая ошибка. "Наверное, мы настолько привыкли жить в состоянии несвободы, что чья-то позиция активной борьбы с этой самой несвободой выглядит нонсенсом", - написала она в своем фейсбуке.

В среду 20 февраля коллектив УНИАНа собирается провести собрание, на котором журналисты обсудят создание временного редакционного совета, который будет заниматься авторизацией информации, появляющейся на новостной ленте. Кроме того, сотрудники информагентства рассмотрят возможность проведения забастовки с требованием уволить руководство компании. Ситуацию в УНИАНе обещали обсудить и на ближайшем заседании межведомственной рабочей группы при президенте Украины по анализу состояния соблюдения законодательства о свободе слова и защите прав журналистов.

Впрочем, надеяться на активное вмешательство президентской рабочей группы журналистам, знакомым с влиятельностью подобных институтов, вряд ли приходится. Между тем, УНИАН уже оказался в почти патовой ситуации - агентство вот-вот перестанет писать новости, которые другие уже отказываются читать. И без радикальных мер в разрешении этого конфликта, похоже, не обойтись. Вот только, глядя на то, как разрешались предыдущие конфликты в редакции, приходится опасаться, что меры эти могут быть не в пользу журналистов.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.

ТЕГИ: цензураУНИАНВласенко
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

Корреспондент.net в cоцсетях