Главная
 

Огонек: Свобода слова, схем и денег

17 июня 2013, 10:48
0
52
Огонек: Свобода слова, схем и денег
Фото: Reuters
Осенью в медийном пространстве Украины следует ждать серьезных новостей

На Украине скандальные новости из жизни телевидения нередко теснят даже политические события, а ньюсмейкерами все чаще становятся работающие в Киеве россияне, - пишет Сергей Медников в российском журнале Огонек.

Новость минувшей недели: Евгений Киселев после почти полугодового перерыва вернулся в эфир украинского телеканала Интер как ведущий с новой программой, а пресс-служба президента Виктора Януковича сообщила, что звезда эфира хочет получить украинское гражданство.

Интер - самый популярный телеканал страны. В январе 2012 года официально сменился собственник канала, олигарх Валерий Хорошковский, который из-за конфликта с президентом Украины вынужден жить теперь в Лондоне, продал свою долю газовому королю Дмитрию Фирташу и главе администрации президента Сергею Левочкину.

Евгений Киселев, возглавивший компанию Национальные информационные системы, уже год как производит все новостные программы для Интера, а теперь с 9 июня по воскресеньям ведет итоговую информационно-аналитическую программу Подробности недели. С дебютным выходом программы в эфир теперь уже явно провластного канала занятным образом совпало официальное известие: "Евгений Киселев обратился к президенту с просьбой о получении украинского гражданства",- сообщила пресс-служба главы украинского государства.

Евгений Киселев, возглавивший компанию Национальные информационные системы, уже год как производит все новостные программы для Интера, а теперь с 9 июня по воскресеньям ведет итоговую информационно-аналитическую программу Подробности недели

На самом деле все несколько иначе и не так категорично, но идея нового гражданства не вызывает у российского тележурналиста резко отрицательных эмоций. "Мне надоело, когда то один негодяй, то другой называет меня "гастролером" или обвиняет меня в том, что "я приехал за длинной гривной". В Украине я живу достаточно долго. Хочу, чтобы не шептались у меня за спиной. Я люблю Украину, мне не безразлично ее будущее",- заявил Коммерсанту господин Киселев и не исключил возможность получения украинского паспорта.

На Украине сейчас работает много журналистов из России. Это вызывает определенную ревность со стороны украинских коллег и политиков. Журналистам с иностранными паспортами не прощают даже малой доли того, что могут позволить себе украинские. Многим кажется, что "понаехавшие" отбирают рабочие места у не менее достойных местных журналистов или как минимум не переживают за Украину так же сильно, как украинцы. Иногда это заканчивается громкими скандалами.

Последняя такая история случилась в конце мая: с телеканала ТВi уволили Павла Шеремета, который вел ежедневное вечернее шоу Проти ночi. Бывший генеральный директор канала Николай Княжицкий публично заявил, что ему не нравится, что "гражданин другой страны задает украинским политикам политические вопросы". И даже обвинил Шеремета в том, что тот прибыл на Украину со специальной миссией - втянуть страну в Таможенный союз.

Как кидают олигархов

На прошлой же неделе генеральным продюсером ТВi назначен... гражданин России Вадим Гарнаев, который до этого три года был исполнительным директором канала Дождь. Решение не случайное: владельцам ТВi срочно необходимо звучное имя (а "человек Дождя" на Украине звучит интригующе), чтобы выкрутиться из громкого криминального скандала, который тянется уже больше месяца: в малоприглядной истории замешаны российские олигархи, украинские чиновники, мошенники из разных стран и даже судьи из Великобритании. Если совсем коротко, то коллизия такова: на Украине произошел классический рейдерский захват, но не цементного или кирпичного завода, а телеканала.

ТВi был последним независимым и оппозиционным по отношению к властям каналом. Год назад его начали активно вытеснять из кабельных сетей, отобрали эфирные частоты, давили через налоговые органы. Владелец канала - беглый российский олигарх Константин Кагаловский - более или менее успешно отбивался от атак, но беда пришла оттуда, откуда ее меньше всего ждали,- от бывших менеджеров канала.

Владелец канала - беглый российский олигарх Константин Кагаловский - более или менее успешно отбивался от атак, но беда пришла оттуда, откуда ее меньше всего ждали,- от бывших менеджеров канала

ТВi захватили на рассвете. Все было сделано по канонам классической рейдерской атаки: с подделкой документов, кражей печатей и мордоворотами на всех выходах и входах в здание.

23 апреля в офис вломились крепкие молодые парни, заменили охрану, за их спинами появился ведущий телеканала Артем Шевченко, которого бывший заместитель директора по безопасности, некто Радченко, назначил новым генеральным директором. Новым "инвестором, но не владельцем" объявил себя никому не известный до этого Александр Альтман, уроженец Одессы, постоянно проживающий сейчас в США, но имеющий бизнес на Украине. За спиной маячил депутат Верховной рады от оппозиционной партии Батькивщина и бывший генеральный директор ТВi Николай Княжицкий.

- Формально Княжицкий от захвата дистанцируется, ссылаясь на запрет лидера Батькивщины Арсения Яценюка вмешиваться в ситуацию, но фактически все вопросы на канале разруливает он. Он уговаривал журналистов не делать резких движений. Радченко и Шевченко - его давние подчиненные, Альтман - старый знакомый. Я абсолютно уверен, что именно Княжицкий - вдохновитель захвата канала, и в этом кроется весь комизм и трагедия ситуации,- пояснил Огоньку Павел Шеремет.

Канал ТВi был создан в 2007 году Гусинским и Кагаловским. Вернее, Княжицкий через своего знакомого Альтмана нашел подход к Гусинскому и предложил тому вложить деньги в медийный проект на Украине, а Гусинский, в свою очередь, втянул в проект Кагаловского. У Гусинского был русскоязычный канал RTVi, поэтому на Украине он решил делать ТВi. На волне эйфории от оранжевой революции два скучающих вдали от родины бизнесмена решили сделать что-то масштабное на рубежах российской империи.

Формально Княжицкий от захвата дистанцируется, ссылаясь на запрет лидера Батькивщины Арсения Яценюка вмешиваться в ситуацию, но фактически все вопросы на канале разруливает он

Владимир Гусинский выписал из Москвы команду бывших менеджеров НТВ, включая и Евгения Киселева (именно тогда он появился на Украине), Константин Кагаловский в проект вкладывался деньгами. Доли олигархи поделили между собой поровну: 50 на 50, а Николай Княжицкий стал управляющим.

Идиллия, правда, длилась недолго. Когда Гусинский решил, что Княжицкий ворует деньги, и отодвинул его от управления каналом, тот сумел эффектно расколоть олигархический дуэт: ему удалось убедить второго владельца, Кагаловского, что это... Гусинский ворует деньги, завышая стоимость своих фильмов для ТВi. В итоге через юридические и финансовые манипуляции доля Гусинского из 50 процентов превратилась в 1 процент, фактически единоличным владельцем канала стал Кагаловский, а Княжицкий при нем остался в должности гендиректора канала еще на три года.

Дальше, однако, печальная участь кинутого постигла уже самого Кагаловского. Юридически нынешний захват выглядел следующим образом. У компании Медиа инфо, которая формально владеет каналом, было два владельца - кипрская компания российского бизнесмена Кагаловского Wilcox (99 процентов) и одно физическое лицо с 1 процентом - тот самый Радченко. Наличие в доле одного физического лица - требование украинского законодательства, всем понятно, что это фигура номинальная. Однако в апреле эта фигура продала свой 1 процент бизнесмену одесского происхождения Альтману, который на другую часть акций - 99 процентов - якобы получил доверенность на управление от Wilcox. Доверенность, как он утверждает, пришла по почте. Дальше все просто: получив это "письмо счастья", Альтман продал 95 процентов акций Медиа инфо своей структуре, оставив Кагаловскому только 5.

Когда Гусинский решил, что Княжицкий ворует деньги, и отодвинул его от управления каналом, тот сумел эффектно расколоть олигархический дуэт

- Почему так получилось, что мне предложили стать инвестором канала?.. Инвестировать в канал можно, имея определенный контроль. Господин Радченко мне продал 1 процент. Плюс к этому каким-то образом мне передали доверенность на управление предприятием, проведение собраний, наверняка были какие-то определенные договоренности. Я совершил таким путем передачу акций,- разъяснял Альтман журналистам.

Реакция конечно же последовала: Кагаловский назвал доверенность Альтмана фальшивкой; на Украину прилетела директор офшорной компании Wilcox, гражданка Кипра Никия Ортодоксия, которая заявила, что не выдавала Альтману никаких доверенностей, а ее подпись подделана; на Кипре началось уголовное расследование. Но канал из рук неосмотрительного собственника ушел: пока до Киева докатятся последствия заграничных юридических изысканий, предмет спора многократно перекупят и переоформят.

У обманутого олигарха остается единственная надежда: каналом ТВi владела формально британская компания и рейдеры переписали ее на британскую же компанию. Константин Кагаловский между тем по бумагам британский подданный и может требовать от Великобритании защитить его собственность.

Он это и делает, используя свое влияние и ресурсы, чтобы наказать обидчиков. Уже установлены все юристы, которые участвовали в подготовке фальшивых документов, 7 июня в Лондоне Высокий суд Англии принял решение удовлетворить ходатайство компании Wilcox о привлечении Александра Альтмана к уголовной ответственности за неуважение к суду. Об этом Константин Кагаловский сам рассказал "Огоньку": "Господину Альтману предоставлено две недели для того, чтобы явиться в суд и дать объяснение по всем имеющимся у суда вопросам. Я, к сожалению, не могу комментировать решения суда, но могу сообщить только, что если Альтман проигнорирует решение суда, то ему грозит тюрьма".

Константин Кагаловский между тем по бумагам британский подданный и может требовать от Великобритании защитить его собственность.

Действия бывшего директора ТВi Княжицкого - это моральный удар для Кагаловского, который доверял тому безгранично. Тот неделями гостил всей семьей у него дома на юге Франции. Кагаловский утверждал все сметы расходов, которые предоставлял Княжицкий, и даже спас того от тюрьмы в 2012 году. "Когда налоговая инспекция завела на Княжицкого уголовное дело и тому грозило тюремное заключение, я лично попросил Арсения Яценюка включить Княжицкого в предвыборный список от оппозиции. Так он стал депутатом",- поясняет бизнесмен, бежавший из России и банально обманутый на Украине.

С момента захвата канала прошло почти два месяца, но Кагаловский до сих пор не может спокойно об этом говорить. Иногда от нервного возбуждения у него начинают трястись руки: "Не будет второго такого дурака, кто станет себе в убыток финансировать в Украине оппозиционный канал. Не будет такого. Меня пытаются обвинить в том, что я хотел продать канал украинской власти, "Газпрому", еще черт знает кому. Все это чушь и ложь. Сейчас я просто хочу привлечь к ответственности мошенников".

В то же время судьба Альтмана, да и судьба Княжицкого, мало кого заботит, всех интересует, кто же реально стоит за захватом единственного независимого от властей украинского канала. У Княжицкого при всей его изворотливости и коварстве нет денег, чтобы содержать канал. Для мелкого бизнесмена Альтмана история с ТВi - это всего лишь возможность получить даром актив и попытаться его перепродать, денег на финансирование ТВi у Альтмана тоже нет. Главная интрига: кому продать? Княжицкий уже стал делать реверансы в сторону власти, его воспитанник Артем Шевченко, который еще недавно клеймил власть, теперь заявляет, что канал откажется от "огульной критики", будет позитивным и начнет "давать людям надежду".

Действия бывшего директора ТВi Княжицкого - это моральный удар для Кагаловского, который доверял тому безгранично

По одной из версий, за захватом стоит первый вице-премьер Сергей Арбузов. Он сейчас скупает медийные активы и мог бы заглядеться на ТВi. А еще говорят, что якобы руководит операцией секретарь Совета национальной безопасности и обороны олигарх Андрей Клюев. Неясно, правда, действуют ли Клюев и Арбузов в личных интересах или для всей "семьи" президента Януковича? Ведь захват ТВi может быть лишь фрагментом масштабной подготовки к президентским выборам 2015 года.

Эксперты видят определенную логику в такой версии. Власть прибирает к рукам раскрученный бренд, якобы под давлением Европейского союза возвращает каналу частоты, которые у него забрали в 2012 году перед парламентскими выборами, вливает деньги в оборудование и новые студии. Таким образом, убивая двух зайцев - уничтожая оппозиционный канал и получая в распоряжение более или менее серьезный актив. Логика в этом и правда есть, но с изъяном: канал и его репутация - это в первую очередь не студии и оборудование, а журналисты. А в знак протеста против захвата канала с ТВi ушли 33 человека - все основные редакторы и телеведущие. А Павел Шеремет написал открытое письмо первому-вице премьеру, убеждая того отказаться от авантюры с захватом ТВi: "Сергей Геннадьевич, вы наверняка умный человек, но рядом с вами много идиотов. Они обманывают вас, разводят как лоха, играют на каких-то ваших страстях... Надеюсь, вам хватит ума, чтобы понять, как вас обманывают и в какую авантюру втягивают".

Впрочем, первый вице-премьер не ответил. Зато Княжицкий опубликовал открытое письмо директору ФСБ РФ Александру Бортникову, в котором попросил отозвать в Москву "агента Шеремета"...

ОТВ - украинская версия

Насмотревшись на игры акционеров и власти, украинские журналисты пытаются строить свою профессиональную судьбу самостоятельно. 11 июня 12 известных тележурналистов, включая шестерых бывших сотрудников ТВi, объявили о создании общественного телевидения.

Они учредили общественную организацию Общественное телевидение, открыли сайт, где будут размещать свои программы.

- Нас объединяет прежде всего доверие, это та золотая акция, которую потеряли почти все СМИ. Мы не гонимся за цифрами. Доверие зрителей к нам - наивысший рейтинг,- заявил бывший руководитель службы новостей ТВi Роман Скрыпин.

11 июня 12 известных тележурналистов, включая шестерых бывших сотрудников ТВi, объявили о создании общественного телевидения.

В свою очередь, журналист Дмитрий Гнап сообщил, что источники финансирования общественного телевидения будут прозрачными и будут отображаться в ежегодном отчете: "Прежде всего мы рассчитываем на помощь доноров - авторитетных международных структур. Со многими из них мы уже вступили в переговоры. Кое-кто называет это грантоедством, но мы считаем, что лучше получать грантовую помощь, чем работать за средства украинских бизнесменов и политиков, которые будут указывать нам, что делать. Второй источник финансирования, на который мы надеемся,- это помощь граждан, то есть небольшие реальные пожертвования деньгами". По словам инициаторов проекта, программный контент канала они презентуют уже в начале сентября.

"В стране уже 20 лет говорят про общественное ТВ, но ни при какой власти это не происходит. Мы осознаем, что вообще-то никому из политиков и чиновников это не нужно по-настоящему. И раз уже так получилось, что нам - журналистам, которые инициировали этот проект - в какой-то мере доверяют, мы решили не ждать решения власти и самим начать настоящее общественное ТВ - для зрителей и на пожертвования этих зрителей",- рассказал "Огоньку" известный украинский журналист Мустафа Найем. Заявка получилась громкой, все ждут продолжения шоу в сентябре.

Правда, надежды на успех начинания невелики. На Украине огромное множество телеканалов. Здесь каждый уважающий себя бизнесмен, тем более олигарх, считает признаком хорошего тона завести газету или телеканал. Конкуренция на рынке огромная, хотя смотреть особо и нечего - серьезных информационных и политических программ почти нет. Зато все в порядке с бюджетом и оборудованием. А главная проблема для общественного телевидения, конечно, финансовая и техническая.

Прежде всего мы рассчитываем на помощь доноров - авторитетных международных структур. Со многими из них мы уже вступили в переговоры

Между тем осенью действительно следует ждать серьезных новостей. По данным "Огонька", в медийном пространстве Украины появится новый огромный медиахолдинг с газетой, радиостанцией, телеканалом и еженедельным журналом. Газета уже есть - ежедневные и бесплатные "Вести" с главным редактором Игорем Гужвой, который успел поработать в России директором последней версии "Московских новостей". Над радиостанцией и телеканалом уже трудятся известные журналисты, в том числе и российские. Осенью жители Украины регулярно смогут слышать и видеть, например, Матвея Ганапольского и еще нескольких звезд российского эфира. Бюджет проекта, судя по тому, что для холдинга хотят купить большое здание в центре Киева, внушительный, амбиции - гигантские. Осталось понять, чьи это деньги. Игорь Гужва на все провокационные вопросы как заводной отвечает: "Это средства иностранных инвесторов, которые действуют через офшоры". Традиционная для Украины формулировка.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.

ТЕГИ: СМИКиселевобщественное телевидениеТВіКняжицький
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корреспондент.net в cоцсетях