Главная
 

Новые известия: Без "Свободы"

Новые Известия, 24 февраля 2004, 13:45
0
6

Украинская оппозиция лишилась рупора, - пишет киевский корреспондент российского издания "Новые известия" Андрей Капустин в статье "Без "Свободы", опубликованной 24 февраля.

В последние дни на Украине идет активная кампания по защите СМИ. Различные политические партии выступают с гневными заявлениями, а в городах проходят акции протеста. Поводов для этого два: прекращение вещания Радио "Свобода" на волнах украинской радиостанции "Довира" и закрытие по решению суда одной из самых старых и тиражных украинских газет - "Сельские вести".

Оппозиция эти события ставит в один ряд, обвиняя действующие власти в удушении неугодных СМИ. Радио "Свобода" прекратило свое вещание на волнах радиостанции "Довира" на прошлой неделе. Как заявило новое руководство "Довиры", ее новая концепция не совпадает с форматом Радио "Свобода". Однако, по мнению аналитиков, за форматными нестыковками лежал политический заказ, поскольку "Свобода" регулярно предоставляла свой эфир активистам оппозиционных партий. После этого расшифровки программ появлялись в интернет-изданиях. С учетом того, что государство серьезно ограничило участие оппозиции в формировании электронного информационного пространства, остановка вещания "Свободы" стало для нее ударом.

Усмотрели оппоненты Леонида Кучмы политический заказ и в решении Шевченковского суда Киева о закрытии газеты "Сельские вести". Правда, в этом случае обвинения в адрес власти скорее можно назвать надуманными.

На газету подал в суд Международный антифашистский комитет, обвинивший редакцию в антисемитизме. За 12 лет украинской независимости это второе подобное решение заседателей, хотя иски с обвинениями различных изданий в антисемитизме поступают в суды регулярно. Но в данном случае речь идет об издании с 80-летней историей и почти полумиллионным тиражом. Стоит, правда, отметить, что тиражи и стаж украинскую Фемиду не волнуют. Жесткие санкции, вплоть до закрытия, за разжигание межнациональной розни предусмотрены для всех СМИ.

В конце сентября прошлого года в "Сельских вестях" были напечатаны выдержки из статьи некоего профессора Яременко под заголовком "Евреи в Украине сегодня. Реальность без мифов". На фоне привычного для Украины набора антисемитских штампов вроде "угнетение жидами украинского народа" автор сделал для читателей настоящее открытие, сообщив о "400-тысячной орде евреев-эсэсовцев, которых Гитлер привел в Украину".

Дело было рассмотрено всего за четыре месяца, что для украинского правосудия считается рекордно коротким сроком. Буквально через несколько дней после оглашения вердикта руководители трех оппозиционных сил - Виктор Ющенко, Александр Мороз и Юлия Тимошенко - выступили с совместным заявлением, в котором расценили решение суда как политические игры, а статью Яременко назвали "публикацией полемического характера".

Праведный гнев оппозиционеров по поводу закрытия "Сельских вестей" понятен. Газету фактически контролирует Социалистическая партия Александра Мороза, и ее ликвидация означает потерю оппозицией в преддверии президентских выборов полуторамиллионной аудитории, да еще и в сельской местности, где степень доступа к информации несравнимо ниже, чем в городах. Но многие на Украине признают, что в этом случае Ющенко, Тимошенко и Мороз несколько перестарались и выставили себя в весьма неприглядном свете.

Даже в Европе обратили на это внимание. В Брюсселе в штаб-квартире ЕС в конце минувшей недели прошла международная конференция по проблемам антисемитизма и ксенофобии, на которой европейские лидеры довольно жестко высказывались против антисемитизма и обсуждали ситуацию на Украине. А председатель Европейской комиссии Романо Проди, комментируя ситуацию с закрытием "Сельских вестей", сказал: "Мы получаем различную информацию о ситуации на Украине, но решение суда беспрецедентно и правильно".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корреспондент.net в cоцсетях