Корреспондент: Все делают это

25 декабря 2009, 12:00
💬 0
👁 141

Половину компаний страны на немалые суммы регулярно обчищают их же сотрудники. По привычке приворовывать на рабочем месте Украина - в десятке мировых лидеров.

О том, какими мошенниками могут оказаться банковские служащие, 62-летняя пенсионерка Валентина Белоконь из поселка Белики Полтавской области, несмотря на солидный жизненный опыт, знает как никто другой. Около года служащие Приватбанка требовали от нее вернуть 7,2 тыс. грн. кредитного долга. Злостным неплательщиком, по мнению банкиров, был муж Белоконь, который умер за два года до оформления кредита.  

"Получается, мой Леша должен был встать из гроба, чтобы взять эту ссуду", - возмущается пенсионерка. Избавиться от навязанных долгов ей удалось лишь с помощью правоохранителей.

А для бизнесмена Вадима Гвоздяного воровство и хищения в особо крупных размерах — обычное дело. С этого начинается каждый его рабочий день. Расследование случаев финансового мошенничества, бизнес-разведка, поиск утраченной собственности и спрятанных капиталов - далеко не полный список услуг, предлагаемых Информационным бюро Финист, директором и соучредителем которого является Гвоздяный.

Бывший сотрудник спецслужб на недостаток клиентов не жаловался никогда, а теперь — и подавно. Гвоздяный утверждает, что на протяжении последнего года в Украине воровать стали больше и чаще.

"Оформление заведомо невозвратных кредитов на липовые или ворованные паспорта. Откаты. Взятки за выдачу депозитов или просто чистка банковских ячеек", - перечисляет он типичные примеры воровства банковскими служащими. По словам Гвоздяного, от нечистых на руку работников страдают теперь не только банки, но и страховые компании, ломбарды, магазины и заводы.

Замеченную предпринимателем тенденцию подтверждают исследования PricewaterhouseCoopers.  По данным этой международной аудиторской компании, 32 из 65 опрошенных руководителей украинских предприятий, в основном представляющих финансовый сектор, производство и ритейл, утверждают, что количество случаев мошенничества у них растет. По признанию топ-менеджеров, компанию каждого из них с начала года уже "нагрели" как минимум на $ 100 тыс.

Таким образом, согласно данным PricewaterhouseCoopers, Украина занимает шестое место в мире по объемам мошенничества, уступая только России, ЮАР, Кении, Мексике и, как ни странно, Канаде. О наименьших уровнях злоупотреблений среди сотрудников, в свою очередь, заявили топ-менеджеры Японии.

По предварительным подсчетам другой международной компании Kroll, за последний год объемы убытков предприятий от финансовых махинаций их сотрудников во всем мире выросли минимум на 10%. И составляют $ 8,2 млрд по сравнению с прошлогодними $ 7,6 млрд.

Хотя свое исследование аудиторы из PricewaterhouseCoopers  проводят в Украине впервые, они уверены, что для отечественных бизнесменов эта проблема не нова. "Это было и до кризиса, — уверен Борис Краснянский, управляющий партнер PriceWaterhouseCoopers в Украине. — Но растущие тогда прибыли с лихвой покрывали убытки от воровства сотрудников. И многие компании на это просто закрывали глаза. Теперь же для них каждая копейка на счету. И для многих речь идет о выживании".

В особо крупных размерах

Директор житомирского отделения Альфа-банка вместе с заведующей кассой обчистили хранилище собственного банка на 700 тыс. грн. Экономист сектора обслуживания клиентов Прилуцкого отделения Укрсоцбанка в Черниговской области опустошил кредитные счета клиентов на 440 тыс. грн. Заместитель начальника кредитного отделения Ривненского филиала Ощадбанка исчез, прихватив с собой 1,6 млн грн. Все эти хищения произошли за неполные пять месяцев этого года.

Эксперты утверждают, что на некоторых предприятиях воровство поставлено прямо таки на поток: там хищения происходят на всех этапах бизнес-процесса – от закупок сырья до сбыта готовой продукции. Однако несмотря на солидные масштабы махинаций, доказать факты мошенничества практически невозможно, поскольку самые крупные кражи, как правило, всегда совершаются с безмолвного согласия топ-менеджмента. 

"Дурака директором завода не поставят", - дает свое объяснение этому Гвоздяный.

Совсем недавно его бюро Финист разбиралось с подобным случаем воровства в одной из крупных столичных компаний по производству железобетонных конструкций.  По словам Гвоздяного, руководитель предприятия заключил договор на поставку почти 200 т цемента на сумму около 170 тыс. грн. Ожидалось, что фирма сэкономит свыше 10 тыс. грн. благодаря неимоверно низким закупочным ценам. Однако вместо прибыли предприятие осталось без сырья и без денег. Буквально сразу же после перечисления средств за будущую поставку фирма - поставщик цемента исчезла вместе с ее основателями.

"Руководитель  прекрасно знал, что поставки никогда не будет, — уверенно говорит Гвоздяный. — За эту махинацию он положил себе в карман 50 тыс. грн. отката наличными".

По утверждению экспертов, сегодня практически не существует фирм без черной бухгалтерии, а значит, пыл акционеров всегда есть чем остудить. В результате чаще всего громкие истории мошенничества умирают в кабинетах владельцев компаний. А нерадивый сотрудник, если его причастность все же докажут, увольняется по собственному желанию и спокойно идет работать в другое место.

По словам Игоря Кузнецова, бизнес-партнера Гвоздяного, существует целый рынок так называемых откатников. Попадая в новый коллектив, менеджер-откатник сначала демонстрирует трудолюбие, профессионализм,  даже делает карьерные успехи. После того, как он заключит ряд выгодных для компании договоров и таким образом усыпит внимание акционеров, он начинает действовать: за откаты подписывает несколько заведомо убыточных контрактов. А затем увольняется — еще до выявления хищения.

Цена услуги в среднем составляет 10-15% от украденной суммы. В случае особо крупных хищений вознаграждение менеджера-откатника может достигать и 30%.

Хотя и это далеко не самое большое зло, уверен владелец одной из столичных компаний, просивший не называть его фамилии в печати. По его убеждению, еще хуже, когда уносят не деньги, а знания и информацию.

Его предприятие занимается поставками лабораторного оборудования для проверки качества лекарств и продуктов питания. Потому весь персонал здесь высококвалифицированный, причем узкой специализации, и бизнесмен вынужден ежегодно выделять немалые суммы на обучение своих подчиненных.

"Недавно один из них, проработав в компании более пяти лет, уволился, а уходя, прихватил с собой часть бизнеса, - говорит предприниматель. - Научившись всему и вооружившись нашими базами клиентов и поставщиков, теперь он открывает собственное дело". Владелец фирмы утверждает, что в результате чуть не лишился собственного бизнеса.  

Его тезис подтверждает и исследование PricewaterhouseCoopers: 72% опрошенных собственников компаний больше всего боятся не материального хищения, а утечки внутренней информации.

 "Это хуже, чем деньги, - уверен и Кузнецов. — Ведь так воруется будущее компании".

Граждане преступники

Мужчина. Возраст 36-55 лет. Без криминального прошлого. Руководитель или менеджер среднего звена. Опыт работы в компании около пяти лет. Профессионал. Так, по представлению аналитиков международной компании KPMG, выглядит типичный нечистый на руку сотрудник компании. К этому выводу аудиторы пришли, проанализировав свыше трехсот случаев корпоративного мошенничества в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.

Городницкий же добавляет, что 60% сотрудников компаний, недавно анонимно опрошенных в России, признались, что жульничали как минимум один раз. " В компании со штатом в 500 человек, ежегодно из бюджета воруют $60-150 тыс.", - ссылаясь на российское исследование, приводит статистику годовых хищений директор Агентства экспертных исследований Богдан Городницкий. - "Думаю, в Украине ситуация такая же".

По его словам, убытки от воровства персонала ежегодно составляют не меньше 1-2% от финансового оборота компании или 5-7% от торгового оборота. Городницкий уверен, что искоренить мошенничество персонала невозможно. Но сократить ущерб на 50% — реально.  

Для этого, считает он, достаточно хотя бы раз в год проверять ключевых сотрудников на лояльность. "Предлагаемая нами система тестирования разработана израильскими психологами, — расхваливает свой товар Городницкий. — Она рассчитана на вычисление потенциальных мошенников еще на ранних стадиях. То есть до того, как они успевают что-либо украсть".

Заглянуть в подсознание подчиненного и узнать о его намерениях - удовольствие недешевое. Одна аттестация на лояльность обойдется работодателю в $ 35. При ежемесячном тестировании лишь 100 сотрудников предпринимателю в год придется выложить не менее $ 10 тыс. Учитывая, что в большинстве более-менее крупных компаний на руководящих постах работает не меньше 500 менеджеров, сумма набегает нешуточная.

Агентство Городницкого торгует тестами израильских психологов в Украине чуть больше двух лет, и он уверяет, что 2009 год стал для его компании рекордным — общее количество клиентов уже удвоилось.

У Агентства есть и конкуренты — против корпоративных хищений борется и Информационное бюро Финист. Правда, готовность служащих воровать по крупному его собственники Гвоздяный и Кузнецов предлагают ежемесячно проверять по-другому — на детекторе лжи. А также выстроить четкую иерархию доступа сотрудников к информации, установить жесткий контроль подписания договоров и собирать детальное досье благонадежности на всех без исключения поставщиков.

По подсчетам владельцев Финиста, чтобы спать спокойно, хозяевам компаний необходимо ежегодно тратить как минимум 10% чистой прибыли на обеспечение безопасности бизнеса. Иначе воровства не избежать. А что выгоднее — дорогие проверки или небольшой процент "дополнительных трат" — решать собственнику бизнеса

Строгость к сотрудникам приветствуют и аудиторы. Но кроме кнутов, они настаивают и на пряниках. По наблюдениям Краснянского, меньше от мошенничества страдают те предприятия, служащие которых ценят свои рабочие места.  

"Если компания обворовывает своих сотрудников, поверьте, они найдут, как отплатить тем же", - резюмирует эксперт.

Где тонко, там и рвется

Самые распространенные виды мошенничества в компаниях Украины, % (Данные международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, ноябрь 2009 года)

Граждане злоумышленники

Страны, наиболее и наименее страдающие от мошенничества в компаниях, % (Данные международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, ноябрь 2009 года)

Россия 71 Южная Африка 62 Кения 57 Канада 56 Мексика 51 Украина 45 Великобритания 43 Новая Зеландия 42 Австралия 40 Италия, Швеция 19 Сингапур, Индия, Индонезия 18 Швейцария, Финляндия 17 Румыния 16 Нидерланды, Турция 15 Гонконг 13 Япония 10

Эта статья опубликована в №49 журнала Корреспондент от 25 декабря 2009 года.