Guardian: Освобождение "оранжевой" страны
Киев переживает романтический период медового месяца, и оптимизм почти физически ощутим. Но это только начало, и все взгляды прикованы к Ющенко, чтобы увидеть, как он справится со своей задачей, - пишет журналист британского издания The Guardian Бен Арис в статье "Освобождение "оранжевой" страны", опубликованной 21 февраля.
Президент Украины Виктор Ющенко на прошлой неделе в буквальном смысле лицом к лицу столкнулся с российским гневом, когда изложил самую радикальную программу реформы, когда-либо выдвигавшуюся лидером европейской страны.
Он пообещал, что Украина максимально скоро войдет в Европейский Союз, что будут пересмотрены результаты нечестной приватизации, осуществленной предыдущим режимом, когда приспешники власти за бесценок приобретали промышленные богатства, и что повсеместная коррупция будет уничтожена.
Его слова звучали как музыка для ушей 200 международных инвесторов, которые слетелись в слякотную украинскую столицу, чтобы послушать выступления руководителей ведущих компаний, которые надеются привлечь сотни миллионов долларов инвестиций, жизненно им необходимых.
Ющенко произнес вступительную речь, впервые изложив программу реформ из восьми пунктов, которая может в кратчайшее время преобразовать слаборазвитую экономику в типично европейскую.
Он сказал, что эта кампания начнется с практических мер: будет покончено с пристрастностью в налогообложении, когда свои люди освобождались от уплаты налогов, из-за чего в бюджете образовалась дыра в 2,1 млрд фунтов, и деприватизация некоторых наиболее бесцеремонно приватизированных предприятий. Далее он описал меры по прекращению повсеместной коррупции за счет установления государственного контроля над чиновниками и судами, пообещал освободить прессу, способствовать открытости в общении с иностранными инвесторами и установить экономическую стабильность, которая обеспечит основу для продолжительного и стремительного роста.
Ющенко еще до выборов играл важную роль в экономике Украины, и он единственный президент в Центральной и Восточной Европе с экономическим образованием. (В бытность свою главой Центробанка Украины он в 2000 году провел весьма успешную банковскую реформу.)
Это смелый план, и в его рамках уже была объявлена полноценная война привилегированным кругам, но осуществить его будет нелегко. Чтобы протолкнуть эти реформы, Ющенко придется использовать тот же самый бюрократический аппарат, с которым он борется.
Первым залпом Ющенко хладнокровно объявил, что самое крупное сталелитейное предприятие страны "Криворожсталь" было "украдено" в ходе спорной приватизационной сделки в конце прошлого года. Зять бывшего президента Леонида Кучмы и самый богатый человек в стране Виктор Пинчук купил завод за 800 млн долларов, несмотря на то что конкурирующий покупатель из США предлагал в два раза больше. Это предложение было отклонено "по техническим причинам". Ющенко предполагает, что открытый тендер на продажу завода принесет в три-четыре раза больше денег.
Он сказал, что правительство намерено также рассмотреть дела о приватизации порядка 30 других компаний, но отказался их назвать.
Однако начинания Ющенко сопряжены с определенным риском. Они могут повредить попыткам Украины трасформироваться в современную экономику, потому что олигархические кланы, опасаясь лишиться своих золотых тельцов, могут нанести ответный удар.
"Финансовые проблемы страны не так тяжелы. Долгов мало, а резервов много. Бюджет можно привести в соответствующий вид достаточно быстро, но самое важное - объединить страну и не допустить попыток саботажа со стороны регионов и крупных бизнесменов. Это трудная задача", - говорит Алексей Новиков, директор московского представительства рейтинговой компании Standard & Poor’s.
Президент России Владимир Путин стоял перед таким же выбором, когда перенял бразды правления от Бориса Ельцина в мае 2000 года, но, опасаясь противостояния оппозиции в лице облеченных политической властью олигархов, он заключил с ними джентльменское соглашение на печально известной "встрече с олигархами" в июле 2000 года. Он пообещал не проводить ренационализацию их компаний, если они пообещают прекратить обворовывать государство и воздержаться от участия в политике.
Арест нефтяного барона Михаила Ходорковского и развал его компании ЮКОС в прошлом году положили конец перемирию, и в отличие от ситуации в Украине, где Ющенко пообещал ограниченную кампанию, в России угроза ренационализации дамокловым мечом нависла над олигархами.
На конференции по инвестициям на прошлой неделе Россия тоже заявила свою политическую позицию. Один из банкиров, принимавших участие в организации конференции, сказал, что Кремль настоял, чтобы на конференцию был приглашен бывший премьер-министр и нынешний посол России в Украине Виктор Черномырдин. Он сидел на переднем ряду, снисходительно поглядывая на Ющенко, пока тот заигрывал с иностранными банкирами.
Аркадий Вольский, глава ассоциации российских бизнесменов, прошел на трибуну, чтобы напомнить всем, что российский бизнес уже очень активно работает в Украине.
Присутствие Черномырдина было недвусмысленным сигналом со стороны России, что она рассчитывает оставаться ключевым партнером при новой администрации, и Ющенко проявил достаточно осторожности и не стал возражать.
"Россия - это крупный рынок с 145-миллионным населением, но ЕС в шесть-семь раз больше. Это наш естественный партнер", - сказал Ющенко.
Если реформы Ющенко завершатся успешно и последует экономический бум, то это повлечет за собой новую волну последствий. Ющенко пообещал инвесторам все, что они хотели услышать, и инвестиции не заставили долго ждать. Главы постсоветских государств от Минска до Бишкека опасаются, что Украина создает неудобный для них и совершенно конкретный прецедент, который подстегнет диссидентское движение в их странах.
Однако едва ли успех Украины обернется эффектом домино, потому что украинское политическое народное движение почти уникально в Центральной и Восточной Европе. И оборотная сторона медали в том, что если Ющенко проиграет, то лидеры, использующие жесткую тактику, например, президент России Путин, получат подтверждение своей правоты.
В настоящее время Киев переживает романтический период медового месяца. Город весь светится вспышками оранжевого цвета, и оптимизм на улицах почти физически ощутим. Но это только начало, и все взгляды прикованы к Ющенко, чтобы посмотреть, как он справится со своей задачей.
Перевод с английского - ИноПресса.
Оригинал статьи Freeing the orange state доступен на сайте The Guardian.