Die Zeit: Надежда бледно-оранжевого цвета
"В воскресенье в Молдове выборы. Оппозиция стремится совершить переворот, как в Украине. Коммунисты цепляются всеми силами за власть", - пишет Йоханнес Фосвинкель, Die Zeit, Германия.
Молдова попала в поле зрения Европы. Не только потому, что в связи с предстоящим через два года вступлением Румынии в Европейский союз она становится его новой восточной границы. В стране, равной по территории земле Северный Рейн-Вестфалия, может, спустя всего два месяца после победы Виктора Ющенко в Украине, произойти очередная "Оранжевая революция" с обещаниями большей демократии и более тесных отношений с Западом. Молдова в таком случае вышла бы на второй этап изгнания советского призрака, который в настоящее время пока еще правит в столице республики Кишиневе.
Четыре года назад молдавские коммунисты получили абсолютное большинство голосов избирателей после того, как демократы подвергли страну своими непродуманными реформами шоковой терапии. Парламент, избирающий в Молдове президента, остановил свой выбор на генерале милиции Владимире Воронине. Благодаря жесткой кадровой политике ему впервые после обретения страной независимости удалось приостановить чехарду со сменой правительства, а также добиться более строгого отношения к инакомыслящим. Стабилизация на самом низшем уровне принесла бывшей "фруктовой житнице" Советского Союза, имевшей успех из-за пристрастия к вину и пренебрежительных шуток, обеспечила ей звание самой бедной страны в Европе.
Самый ходовой экспортный товар Молдовы - ее люди: миллион молдаван из четырех миллионов жителей страны работают за нищенскую зарплату на строительных площадках России, Италии и Португалии или страдают в борделях на Балканах. Мигранты-рабочие отправляют ежегодно домой миллиард долларов США, что в два раза больше государственного бюджета. Их деньги благодаря росту потребительского спроса вызвали в последние годы неустойчивый экономический рост. Не хватает настоящего производства. Вместо того чтобы поддержать предпринимательство, Воронин занялся по примеру Владимира Путина созданием вертикали власти. Его сын в это же время концентрировал по-капиталистически банки и винодельческие хозяйства. "Коррупция в Молдове приняла невиданные масштабы, - жалуется Брагиш. - Люди, по старинке боясь, конечно, молчат и не протестуют, но напряженность заметно растет". Настроения перемен в Кишиневе курсируют пока между филиалами банков, выдержанных в стиле берлинского Дворца республики или дома на одну семью в Падеборне, и пришедшими в негодное состояние переулками, погружающимися в ночное время в темноту. "Оранжевых" больше всего перед резиденцией оппозиционной Христианско-демократической партии. Ее председатель Лури Роска (Iurie Rosca) уже в декабре сделал ставку на украинский цвет победы. Этот 43-летний человек похож на представителя талибов и считается экстремистом румынского национализма. Со своими оранжевыми галстуками, шарфами и куртками он с успехом занимает нишу между политической клоунадой и организацией серьезных беспорядков. Он отправил наблюдать за революцией в Киеве тысячу своих людей. Рыцари демократии из украинской молодежной организации "Пора" и представители "Кмара" из Грузии приезжали в Кишинев для обмена опытом. На агитационном плакате, представляющем собой фотомонтаж, Роска запечатлен пожимающим руку Ющенко. "Виноградная революция" Роски, зрелищный элемент которой пока не определен, дело отнюдь не само собой разумеющееся. Предреволюционная ситуация в Молдове отличается от обстановки в Украине. Парламентские выборы не являются выбором между Западом и Востоком, поскольку за европейскую интеграцию выступают даже коммунисты. Воронин после своего избрания, конечно, почти каждую неделю нахваливал белорусского диктатора Александра Лукашенко и президента Путина. Но в ноябре 2003 года развернулся в сторону Запада, блокировав в последнюю минуту согласованный с Россией меморандум о создании федерации с Приднестровьем. Приднестровье, представляющее собой полосу земли шириной не более пяти километров вдоль украинской границы, откололось от Молдовы 13 лет назад во время гражданской войны. С той поры Молдова с трудом удерживается на краю пропасти развала государственности. Россия до сих пор содержит в Приднестровье более 1300 военнослужащих, там же находится 21000 тонн боеприпасов.
Протестующая деревня под руководством воздушно-десантных войск
Меморандум гарантировал российским войскам дальнейшее пребывание, по меньшей мере, до 2020 года, что заставило западное сообщество государств очнуться от глубокого сна. После срочного телефонного разговора с тогдашним председателем ОБСЕ (нынешним генеральным секретарем НАТО) Яаапом де Хоопом Схеффером и уполномоченным ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьером Соланой Воронин в ночь перед приездом Путина подписывать меморандум отказался. Он понял, что российская политика заинтересована, прежде всего, в том, чтобы солдатский сапог и в дальнейшем оставался в двери Молдовы. С того времени Воронин и Путин обмениваются упреками разочарованных любовников.
Помимо этого кажется, что потенциал для переворота в Молдове меньше, чем в Украине, поскольку коммунисты благодаря своевременным социальным выплатам по-прежнему пользуются популярностью среди пенсионеров и сельских жителей. В то же время тысячи более динамичных и лучше образованных молдаван, которые в большинстве своем против коммунистов, выехали из страны. Разногласия среди оппозиционных политиков, которые раньше заботились, прежде всего, о себе, а также тот факт, что они являются выходцами из старой номенклатуры, тоже является дополнительным плюсом для Воронина.
Аппарат президента уже давно подготовил безопасное переизбрание. На государственном телеканале, информацию с которого черпает до 70 процентов населения, он проводил кадровые перестановки до тех пор, пока полностью не был изжит дух несогласия. Оппозиция, будучи в информационном вакууме, находит возможность заявить о себе с экрана только благодаря предвыборным рекламным роликам. Милиция фотографирует участников мероприятий оппозиции и высылает из страны российских консультантов по вопросам проведения выборов. Но именно из-за антироссийской кампании Ворони может потерять голоса среди мелких партий левого толка. Угроза российского парламента, возмущение которого выходит за рамки его законодательных функций, вызвала в Кишиневе нервозность: Россия может перекрыть Молдове газовый вентиль и наказать введением строго визового режима для гастарбайтеров из Молдовы. Одновременно в трудное положение Воронина ставит критика Европы и США по поводу отсутствия демократии. Президент США Джордж Буш назвал выборы в Молдове шансом для новой исторической революции в Восточной Европе.
Пассивное, расколотое общество Молдове, в отличие от прибалтийских народов, может осуществить идею государственной самостоятельности и принадлежности к Европе только со временем. Однако если коммунисты, паникуя, перестараются с фальсификацией результатов выборов, и если выводы иностранных наблюдателей окажутся негативными, то оппозиция может мобилизовать людские массы, перед которыми милиция окажется бессильной. Небольшие группы ветеранов Афганистана и Приднестровья, как и в Киеве, находятся в готовности, бывшие офицеры воздушно-десантных войск возглавляют городок протеста, появившийся на центральном бульваре. Палатки, бывшие в употреблении во время украинской революции, уже доставлены в Кишинев. Христианский демократ Роска предусмотрительно получил официальное разрешение на проведение на центральной площади с 7 по 22 марта демонстрации - как "встречи с избирателями для обсуждения результатов выборов".
Перевод: ИноСМИ.Ru
Оригинал публикации: Hoffnung in Blassorange