Vip.Lenta.Ru: Цветное инакомыслие в Украине
"Арест главы Донецкого облсовета позволил новым украинским революционерам заявить о политических репрессиях", - пишет Петр Бологов, Vip.Lenta.Ru, Россия.
Можно долго и безрезультатно строить предположения об истинных причинах ареста главы Донецкого облисполкома Бориса Колесникова. Они все равно останутся известны только ограниченному кругу лиц из высшего руководства Украины - президенту, Генпрокурору и главе МВД. Принимая решение об аресте, в Киеве не могли игнорировать возможность того, что задержание одного из самых активных сторонников Виктора Януковича (кстати, провозгласившего себя лидером объединенной оппозиции, которая до сих пор не объединилась) может вызвать волну возмущения. Тем более, что для недовольства властью у народа всегда найдется масса поводов, а уж когда речь идет о власти, столь скандально утвердившейся во главе страны, количество этих поводов увеличивается многократно.
В данном случае не важно о чем идет речь: о криминальной подоплеке дела, как утверждает следствие, или о политической, в чем уверена оппозиция - каждый в конечном итоге воспримет то, что ему будет выгодно. Не станет же, право дело, Виктор Ющенко клясться на Библии в чистоте своих намерений. А если даже и поклянется, то голубые, или если угодно - синие, палатки с улиц Киева и Донецка не исчезнут. Конфликт будет разворачиваться, и если действующей власти он причинит только лишнюю головную боль, то Янукович сотоварищи могут использовать его в своих целях с немалой выгодой. В декабре прошлого года Ющенко и его союзники, проявив решимость и рискнув, выиграли принципиальный политический поединок. Происходящие ныне события, конечно, не сравнятся по масштабам с "оранжевой революцией", но, тем не менее, оппозиция может одержать локальную победу, которая станет предпосылкой для более грандиозных свершений. Но хватит ли у "голубых" решительности и политической смекалки?
Сепаратист, ставший вымогателем
Изначально во всей этой истории было множество нестыковок. Ну посудите сами: 25 марта замгенпрокурора Украины возбудил уголовное дело против председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 189 УК республики (вымогательство, передача чужого имущества или права на имущество с угрозой убийства служебного лица, злоупотребление служебным положением, что вызвало имущественный ущерб в особо крупных размерах). Все понятно: нашли жулика, возбудили дело, пора вызывать подозреваемого на допрос или более того - заключать под стражу. Однако 6 апреля Колесникова вызывают как свидетеля (!) "по вопросу о сепаратизме" (дело было возбуждено еще в прошлом году) и... надевают наручники, обвиняя уже в вымогательстве. Далее в Донецке проходят обыски, причем не только у задержанного.
Такое впечатление, что правоохранительные органы постеснялись обвинить Колесникова в вымогательстве, хотя сепаратизм карается на Украине не менее сурово. А может быть, следователи просто не знали, что "припаять" главе облсовета, и вызвали его обсудить этот вопрос с глазу на глаз, мол, решайся, выбирай, все одно - тебе за решетку.
Может быть, конечно, следователей, разбиравшихся с Колесниковым, лично взял на работу глава МВД Юрий Луценко, который не раз признавал, что не имеет никакого опыта работы в правоохранительных структурах, зато, если выражаться образно, у него очень развитый нюх на злоумышленников, а также обостренные чувства законности и справедливости. В таком случае странно, что Колесникову не инкриминировали сразу и вымогательство, и сепаратизм - чего уж мелочиться?
На следующий день после ареста Колесникова - между прочим, не последнего человека в донецкой политической и экономической иерархии - Луценко не побоялся на всю страну заявить, что речь идет о "бандитизме". 7 апреля адвокат Колесникова Андрей Федур, который в свое время защищал интересы вдовы Георгия Гонгадзе, оспорил в Печерском райсуде задержание своего клиента. По его мнению, Луценко проявил в деле вопиющий непрофессионализм: "Кто вообще имел право называть фамилию человека и что-то о нем говорить в таком ракурсе, пока нет обвинительного решения суда?".
И действительно, глава МВД, словно ужаснувшись намеков на политическую окраску дела и пытаясь любым способом от этого откреститься, на заседании Верховной Рады очень эмоционально и бойко разъяснил депутатам, что Колесников - обыкновенный "бандит". По официальной версии, главе Донецкого облсовета инкриминируют вымогательство акций ОАО "Торговый центр "Белый лебедь". Колесников некоторое время был акционером этого предприятия – он значился в годовом отчете за 2002 год с пакетом акций чуть более 10 процентов.
9 апреля Печерский суд Киева принял решение об аресте Колесникова сроком на два месяца. Он будет содержаться под стражей в Лукьяновском СИЗО номер 13. Любопытно, что представление Генпрокуратуры об избрании меры пресечения Колесникову рассматривалось в закрытом режиме, словно речь идет не о вымогателе, а как минимум о неуловимом шпионе, продавшем России тайну изготовления крымского портвейна. "В судебной практике такого не было", - заявил в этой связи депутат Верховной Рады Михаил Добкин. Одновременно суд отклонил и жалобу адвоката на незаконное задержание главы Донецкого облсовета. Федур пообещал опротестовать это решение в Апелляционном суде. Однако в успех апелляции, учитывая заинтересованность в этом деле официального Киева, верится с трудом.
Шанс для Януковича
Напомним о том, что дало повод нынешней оппозиции назвать задержание Колесникова началом ни много ни мало политических репрессий. 28 ноября 2004 года в Северодонецке был проведен съезд представителей южных и восточных областей Украины. На нем было принято решение провести референдум и объявить Донбасс автономией, если Виктор Янукович не будет признан президентом Украины.
1 декабря прошлого года сессия Донецкого областного совета приняла решение провести 9 января региональный референдум "О предоставлении Донецкой области статуса самостоятельного субъекта федерации в рамках единой Украины". За это решение проголосовали 139 из 150 присутствовавших депутатов. Тогда Колесников заявил, что область не собирается выходить из состава Украины и речь на референдуме пойдет об изменении государственного устройства страны. Губернатор области Анатолий Близнюк, в свою очередь, сообщил, что в Донецке собираются разработать проект новой Конституции украинского государства. По его словам, она будет составлена "на основе лучшего мирового опыта" и предложена на рассмотрение в Верховную Раду и всему народу Украины. Решение Донецкого облсовета, как писали в то время украинские СМИ, было принято в ответ на постановление Верховной Рады Украины, в котором попытки создания автономий расценивались как проявления сепаратизма, противоречащие конституции. При этом парламент призвал органы власти Украины к уголовному преследованию должностных лиц, инициирующих раскол страны.
После того как Ющенко пришел к власти, его сторонники, а если быть точнее - сторонники главной союзницы нового президента Юлии Тимошенко, потребовали ареста губернаторов, которые в свое время высказывали крамольные мысли о федерализации Украины. В конечном итоге, по делу о сепаратизме, возбужденному Генпрокуратурой, никто арестован не был, а Колесников, непосредственно причастный к этой крамоле, оказался просто "бандитом".
Несуразность всей этой истории противники Ющенко использовали моментально: Колесников, наверное, толком еще не успел изучить свою камеру, а в Донецке уже начались митинги с требованием немедленного освобождения главы облсовета. Позже в городе, по уже установившейся украинской традиции все конфликтные ситуации решать с помощью создания кемпингов, появились голубые палатки. Вскоре аналогичные жилища можно было наблюдать уже в Мариинском парке в Киеве. Оппозиция пикетировала также здание Печерского суда в столице, где в глубочайшей тайне шло рассмотрение дела.
Ющенко, наверное, и не обратил бы на все это внимания (ему ли привыкать к палаткам!), однако в дело вмешались депутаты Верховной Рады, часть из которых также резко выступила против ареста донецкого политика. Президент, посвятивший последнюю неделю своим заокеанским друзьям из Белого дома, вынужден был спуститься со звездно-полосатых небес на жовто-блакитную землю и пообещал разобраться в ситуации со всей объективностью. Тем не менее, через два дня срок ареста Колесникова был продлен с 72 часов до двух месяцев.
Загадочно повел себя в данной ситуации Виктор Янукович, которому, казалось бы, сам бог велел использовать задержание своего ближайшего соратника, чтобы изобразить некое подобие "голубой революции". Но его первые заявления на эту тему последовали уже после того, как возмутились народные массы. "Если власть, правоохранительные органы, Генеральная прокуратура, Верховный суд проигнорируют наше настойчивое требование немедленно освободить из-под стражи Бориса Колесникова, мы начнем беспрецедентные акции протеста", - говорилось в первом официальном заявлении, выпущенном "Партией регионов" Януковича. Экс-кандидат в президенты даже прибыл в Печерский суд, что, впрочем, не возымело действия на решение последнего. Позже Янукович заявил о готовности пойти на крайние меры вплоть до блокирования транспорта и организации всеукраинского забастовочного комитета, если власть не начнет диалог с силами оппозиции. Решение суда, считает лидер "Партии регионов", "еще раз подтверждает, что это дело – политический заказ и наказание за инакомыслие".
Янукович, по всей видимости, достаточно смелый и большого размаха человек. В противном случае он бы не пообещал Киеву "беспрецедентные акции протеста", поскольку после событий декабря прошлого года смутить жителей столицы двумя десятками палаток и парой тысяч митингующих крайне трудно. Для этого потребуется поднять на ноги все население Донецкой области, включая древних старцев и грудных младенцев. Впрочем, не в количестве демонстрантов дело, важнее другое. Если Янукович сможет внушить своим сторонникам, просто сочувствующим и всем остальным, у кого есть мало-мальские претензии к Ющенко и его команде, мысль, что нынешняя власть действует в лучших традициях тех, против кого были направлены усилия "оранжевой революции", то у оппозиции появится шанс стать реальной политической силой. Такой, чтобы уже по результатам парламентских выборов в 2006 году диктовать свои условия президенту и правительству.
Предпосылки для превращения просто оппозиции в "объединенную" у несостоявшегося президента есть: арест Колесникова возмутил не только "Партию регионов", но и другие политические группировки. В частности, лидер Прогрессивной социалистической партии Наталья Витренко обратилась в Совет Европы с заявлением о массовых политических репрессиях на Украине. Главный омбудсмен Украины Нина Карпачева, выступая в Верховной Раде, заявила, что дело Колесникова "выглядит как политический заказ, который требует дополнительной проверки".
В целом, несмотря на то, что в Донецке даже было огранизвано движение "Украина без Ющенко" (по аналогии с движением самого Ющенко "Украина без Кучмы"), оппозиции пока что приходится удовлетворятся расплывчатыми обвинениями и утешаться праведным гневом, который хоть и расхватывается на лету прессой, дивиденды приносит довольно жалкие.
А прошло всего-то три месяца
Сейчас в украинских СМИ вовсю обсуждаются детали дела, по которому проходит обвиняемый Колесников. Вдаваться в эти подробности - занятие для прокуратуры, поскольку даже на непреложные факты взгляды у спорящих сторон могут быть диаметрально противоположными. Однако пока этих фактов по сути-то и нет, что только добавляет делу скандальности. Похоже, что многие на Украине стали приходить в себя и более трезво, а значит, более критично оценивать действия властей. Это вполне логично - не может же вся гражданская позиция среднего украинца сводиться к скандированию лозунгов, ношению оранжевых шарфов и распеванию небезызвестного шлягера "Разом нас богато".
Если быть до конца откровенным, то поводов для недовольства "самым демократичным в мире правительством", как называют команду Ющенко по ту сторону Атлантики, у украинцев хватает. Хотя бы с точки зрения простой человеческой логики. Ющенко и его люди, придя к власти, тут же расшевелили ряд громких уголовных дел, которые как снежный ком повлекли за собой новые скандалы и разоблачения. Причем, ни одно дело пока до конца доведено не было: от убийства Гонгадзе и отравления Ющенко внимание общественности отвлекло самоубийство (или убийство) экс-главы МВД Юрия Кравченко, пленки майора Мельниченко, слежка за спикером Литвиным, реприватизация "Криворожстали", смещение мэра Одессы Руслана Боделана, скандал с театром имени Леси Украинки, "наезды" Киева на донецкие телеканалы и бесконечное мельтешение на фоне всего этого резко антипатичной для многих украинцев персоны Бориса Березовского. Во всем этом мутном потоке правительство Ющенко, как кажется со стороны, несколько растерялось, но вопреки напрашивающимся решениям, лишь добавило неразберихи арестом Колесникова.
Стоит признать, что за последние месяцы Киев добился права называться главным ньюсмейкером СНГ, уступив этот почетный титул лишь на пару недель киргизским революционерам. Только пойдет ли на пользу властям эта сомнительная популярность? Стоит ли она, с точки зрения большинства украинцев, зимовки на Майдане, и кроются ли за ней реальные блага для страны, а не просто благие намерения? Ими ведь, как известно, выстлана дорога совсем не в райский уголок.