Путин назвал сталинские репрессии колоссальной трагедией
Во вторник, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, Владимир Путин посетил Бутовский полигон на юге Москвы, где в годы сталинского террора были расстреляны десятки тысяч человек.
Президент России почтил память убитых в Храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских, расположенном рядом с Бутовским полигоном, заявив, что период репрессий - особая трагедия для страны.
В поселке Бутово, который сейчас вошел в черту Москвы, находился стрелковый полигон НКВД, где с 1937 по 1938 годы было расстреляно свыше 20 тысяч 700 человек, в основном - жителей Москвы и Московской области.
Исследователями установлены имена около 1000 священнослужителей и мирян Русской православной церкви, пострадавших в Бутове за свои религиозные убеждения, 230 из них причислены к лику святых. Патриарх Московский и всея Руси Алексий однажды назвал это место Русской Голгофой.
По словам Владимира Путина, период репрессий "для нас особая трагедия".
"Масштаб ее колоссален - сосланы, уничтожены, расстреляны были десятки тысяч, миллионы человек. - добавил президент. - Причем, прежде всего, люди со своим собственным мнением, которые не боялись его высказывать".
По мнению Владимира Путина, трагедии такого рода случаются, когда привлекательную, на первый взгляд, но пустую на поверку идею пытались ставить выше основных ценностей - человеческой жизни, ценности прав и свобод человека.
Говоря об уроках трагедий, Владимир Путин сказал, что "политические споры, баталии, борьба мнений нужны, но нужно, чтобы этот процесс был не разрушительным, а созидательным: эти споры, эти политические баталии не должны проходить вне рамок культурного, образовательного пространства".
"Впервые высшее должностное лицо в государстве посещает Бутовский полигон, - сказал глава правозащитного общества Мемориал Арсений Рогинский. - Чтобы ни стояло за этой поездкой - попытка ответить на общественное настроение в связи с 70-летием большого террора, искреннее желание помолиться за невинно погибших или какие-то политические соображения - в любом случае это знаковое и позитивное событие".
Другой правозащитник, член Хельсинской группы, исполнительный директор организации За права человека Лев Пономарев не верит в искренность осуждения политических репрессий Владимиром Путиным.
"С одной стороны, мы должны безмерно рады этому действию Владимира Путина: он дал понять, что политические репрессии - это плохо. С другой стороны, мы знаем правду, знаем, что в России есть политические репрессии", - сказал правозащитник.
По словам Льва Пономарева, режим Путина приобретает характер репрессивного в отношении политических оппонентов.
"Если завтра Путин скажет, что я освобождаю, например, ученых Сутягина и Данилова, которые сидят по сфабрикованным делам, я ему поверю, - говорит Лев Пономарев. - Пока я не верю в искренность Путина. Это какой-то своеобразный пиар для Запада, а, может быть, власть, таким образом, хочет словить выгоду на выборах".
Официальный День памяти жертв политических репрессий известен также как день политзаключенного. Дата этого дня была избрана в связи с событиями 30 октября 1974 года, когда политзаключенные мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР.
Напомним, что в июле британское издание The Times рассказало о появившихся в России методических руководствах для преподавателей истории и обществознания, авторы которых скрывают ужасы репрессий в Советском Союзе и пропагандируют взгляды Владимира Путина на политику и историю.
Эти руководства призваны послужить основой для написания в следующем году новых школьных учебников. Министерство образования, однако, заявляет, что они не будут обязательными.
Иосифа Сталина авторы учебника называют "самым успешным" из советских лидеров, а создание тюремных трудовых лагерей и массовые чистки оправдывают как необходимую составляющую мер по созданию великой страны.
Выступая в июле на конференции перед преподавателями в своей загородной резиденции, Путин одобрил данные руководства.
Он признал, что проведенные Сталиным в 1937 году чистки были ужасными, но сказал, что "в других странах пострашнее еще было". В оправдание многолетних репрессий в Советском Союзе он заявил: "У нас не было таких черных страниц, как нацизм".