Главный банкир США обнадеживает американцев
В среду председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен выступил в экономическом комитете Конгресса с докладом «Монетарная политика и экономические перспективы», в котором высказал свои взгляды на развитие событий в американской экономике после террористических ударов 11 сентября. По мнению Гринспена, теракты нанесли заметный ущерб экономике США, однако последствия этого экономического удара будут иметь временный характер.
В среду председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен выступил в объединенном экономическом комитете Палаты представителей Конгресса с докладом "Монетарная политика и экономические перспективы", в котором высказал свои взгляды на развитие событий в американской экономике после террористических ударов 11 сентября, сообщает K2Kapital.
Гринспен отметил, что в первые дни после терактов уровень деловой активности в США значительно понизился, но по мере того, как проходил первоначальный шок, активность стала восстанавливаться относительно тех пониженных уровней. В короткий срок были восстановлены нормальное функционирование и ликвидность финансовых рынков. Но в течение некоторого времени сохранялась опасность, что создавшийся высокий уровень неопределенности подавит потребительские и деловые расходы. Чтобы ослабить эти негативные эффекты, ФРС после 11 сентября значительно смягчила параметры своей монетарной политики.
Далее Гринспен указал, что хотя в США в принципе осознавали возможность крупномасштабных потерь и разрушений, эта возможность казалась такой маловероятной, что она никогда серьезно не учитывалась в общепринятой оценке экономических рисков. Шок от трагедии во Всемирном торговом центре и в Пентагоне привел к пересмотру оценки риска и потребовал резкой корректировки цен на многих рынках, призванной отразить ожидаемую стоимость деловых операций в оказавшемся более враждебным мире. Эти обстоятельства создают тяжелую проблему при принятии деловых решений - не столько из-за того, что расходы неумеренно велики, но потому, что события, потенциально несущие значительные последствия, являются такими неопределенными. Этой проблемой занимается страхование. Очевидно, следует ожидать резкого увеличения страховых премий для всех форм бизнеса.
Явно выраженный рост уровня неопределенности привел к понижению потребительских расходов и капитальных инвестиций; население и бизнес, оказавшись в условиях повышенной неопределенности, стали уходить с рынков, хотя этот отход является частичным и вероятно временным.
Рынки, составляющие нашу экономику, приспособятся к изменившемуся восприятию риска, с которым мы теперь столкнулись. Критическим фактором для этого процесса приспособления будет поведение потребителей и деловых людей. Поведение трудно предсказать в тех обстоятельствах, в которых мы находимся последние пять недель. Но, судя по историческому опыту, человеческие существа имеют замечательную способность адаптироваться к чрезвычайно враждебным обстоятельствам. И я ожидаю, сказал Гринспен, что такая же способность к адаптации проявится и в нынешней ситуации.
Хотя это трудно определить с какой-либо степенью точности, кажется вероятным, что на рынках уже идет значительная переоценка рисков. Но эта корректировка цен и связанное с переоценкой рисков перераспределение ресурсов, когда завершатся, будут представлять собой разовую корректировку, без обязательных последствий для долгосрочных перспектив экономического роста в США.
Уровень производительности труда подвергнется, вероятно, разовой корректировке в сторону понижения, в условиях, когда американская экономика приспосабливается к более высоким уровням осознаваемого риска. Но когда корректировка будет завершена, то рост производительности должен вернуться к темпам, более высоким, чем те, которые превалировали в последнюю четверть века перед 1995 г.
В заключение Гринспен повторил свои высказывания из доклада, сделанного в банковском комитете Сената 20 сентября. Никто, сказал Гринспен, не обладает сейчас даром представить себе в полной степени, как проявятся последствия трагедии 11 сентября для американской экономики. Но в ближайшие недели, по мере того, как будет проходить первоначальный шок, мы должны быть способны лучше оценить, как эти события, в своей продолжающейся динамике, определяют ближайшую экономическую перспективу.
Что касается более долгосрочного периода, то перспективы продолжения быстрого технологического прогресса и связанного с ним высокого роста производительности труда едва ли пострадали от терактов. Эти перспективы, созданные талантом нашего народа и силой нашей системы, сказал Гринспен, дают крепкую основу для многообещающего будущего нашей свободной нации.