Война на два фронта. Турция вступает в борьбу с ИГИЛ и курдами

Корреспондент.net,  14 августа 2015, 11:30
💬 192
👁 12912

В обмен на помощь в борьбе с ИГИЛ Турция потребовала от Запада прекратить поддержку курдов.

На этой неделе в Вашингтоне начнётся внеочередное заседание представителей стран НАТО, пишет Павел Сивоконь в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года. Его созовут по инициативе Турции, которая воспользуется четвёртым параграфом устава этой организации. В нём сказано, что любая страна Альянса, опасающаяся за свою территориальную целостность, может начать консультации с союзниками.

Следующим шагом может стать применение пятой статьи – это значит нападение на страны НАТО и их коллективный ответ. По словам представителей Альянса, такая процедура применялась только четыре раза. И теперь Анкара готова втравить его в полноценную войну с ИГИЛ и курдами.

Всё началось после взрыва в небольшом городе Суруче на границе с Сирией. Там 21 июля террорист-смертник подорвал себя в толпе курдов и турецкой молодёжи, которые собрались на митинг в поддержку восстановления сирийского города Кобани, разрушенного силами ИГИЛ в прошлом году.

В результате взрыва погиб 31 человек и более 100 получили ранения. Интересно, что через несколько дней в турецком Курдистане были убиты несколько полицейских. И тут постарались уже радикальные группировки курдов, которые хотят провозгласить свою независимость от Турции.

Анкара начала полномасштабную войну сразу на два фронта. Её авиация нанесла удары по позициям исламистов в Сирии и одновременно разбомбила тренировочные лагеря курдов в приграничных зонах

В ответ на это Анкара начала полномасштабную войну сразу на два фронта. Её авиация нанесла удары по позициям исламистов в Сирии и одновременно разбомбила тренировочные лагеря курдов в приграничных зонах. А в крупных городах страны начались аресты видных курдских деятелей.

Видимо, президент Турции Реджеп Эрдоган решил одновременно окончательно урегулировать не только конфликт в Сирии, но и подавить любые выступления курдов на своей территории. И хочет привлечь к этому своих союзников по НАТО. Хотя США и ЕС уже несколько лет активно вооружают курдов, чтобы те боролись с ИГИЛ. Теперь Западу предстоит решить, насколько для него важна помощь Турции в борьбе с исламистами и может ли он позволить себе бросить курдов на произвол судьбы.

Но так или иначе война с террористами переходит в новую фазу. Если ещё несколько недель назад турки отказывались предоставлять свои военные базы для самолётов США, которые бомбили ИГИЛ, то теперь сами предлагают установить зону безопасности у своих границ.

Тем более что сама гражданская война в Сирии вступает в решающую фазу, и вскоре станет понятно, кто будет управлять этой страной. А также мир поймёт, сможет ли он совладать с новоявленным халифатом или ему нужно будет начинать полномасштабную войну, чтобы уничтожить террористов на Ближнем Востоке.

Несуществующая страна

“Режим Башара Асада постепенно слабеет и вскоре не сможет удерживать большую часть территории Сирии”, - говорит Корреспонденту Лина Хатиб, директор Центра Ближнего Востока в американском Центре Карнеги.

По её мнению, ни пассивность Запада относительно гражданской войны в Сирии, ни военная помощь режиму Асада со стороны России не помогают ему. Постепенно его силы исчерпываются.

Во многом из-за того, что он воюет сразу на несколько фронтов. Во-первых, это Южный фронт – умеренная организация исламистского толка, которая захватила несколько южных провинций благодаря финансовой и военной помощи США и ЕС. Во-вторых, Асаду противостоит исламистская коалиция Джайш аль-Фатх, первая и начавшая с ним борьбу несколько лет назад. Она близка к тому, чтобы наконец захватить второй по важности город страны – Алеппо.

И это неудивительно: по данным ООН, за последние три года страны Запада и Саудовская Аравия передали ей материальной помощи на $ 10 млрд. Но при этом сами повстанцы пока не могут переломить ситуацию, так как Вашингтон и Брюссель не рвутся их поддержать из-за слишком радикальных взглядов.

И конечно, главной силой в регионе остаётся ИГИЛ, год назад начавшее триумфальное шествие по региону. Теперь, по данным Института Брукингса, исламисты контролируют более трети территории Сирии и четверть Ирака. Именно они в основном и теснят войска Асада. Некоторое время президент Сирии пытался использовать исламистов в своих интересах и натравить их на повстанцев.

Но постепенно в ИГИЛ поняли, что вооружённые силы официальной Сирии – самые слабые. И территории, которые они контролируют, захватить намного легче. Теперь исламисты стремительно подминают под себя центральную часть страны, и никто не может им противостоять. Если Запад вскоре не откроет против них новый фронт, то Сирия может развалиться на несколько независимых полуфеодальных образований.

До последних событий в Турции на это смотрели спокойно. На границе с Сирией строили новые укрепления и подтягивали войска, но не спешили выступать прости джихадистов.

“В Анкаре понимали, что США не хотят сами воевать с ИГИЛ и будут пытаться втравить их в войну, пообещав поддержку с воздуха. Но этого явно недостаточно, и поэтому Эрдоган медлил”, - поясняет Корреспонденту профессор политики Университета Анатолии Гокхан Бачик.

По его словам, даже в США признавали, что только ударами с воздуха нельзя разбить исламистов, следовательно, нужна наземная операция, а сил на неё не было. В то же время союзники Вашингтона на Ближнем Востоке не спешили воевать с исламистами. И если и решались на военные операции, как Саудовская Аравия в Йемене, то исключительно для решения собственных проблем.

Анкара даже не хотела предоставлять США свои военные базы, так как опасалась, что это приведёт к новым терактам на её территории. Но после взрыва в Суруче всё изменилось. Американские самолёты теперь могут садиться в турецких аэропортах, а сами вооружённые силы Турции готовы нанести удар на севере Сирии.

В идеале Анкара и Вашингтон хотят создать демилитаризованную зону глубиной 120 км, чтобы выбить оттуда ИГИЛ и передать территорию под контроль сирийской оппозиции

В идеале Анкара и Вашингтон хотят создать демилитаризованную зону глубиной 120 км, чтобы выбить оттуда ИГИЛ и передать территорию под контроль сирийской оппозиции. Но в этом благородном намерении есть два момента.

Прежде всего, никто не знает, кто эти сирийские повстанцы, которые смогут контролировать новую зону. И главное, в обмен на помощь в борьбе с ИГИЛ Анкара хочет, чтобы Запад перестал поддерживать курдов.   

Внутри и снаружи

Результатом втягивания Турции в войну против ИГИЛ стали также авиаудары по тренировочным лагерям военизированных курдских формирований – пешмерги, которые базируются в Сирии.

Анкара уже давно с опасением следит, как влияние и боевая мощь курдов постоянно растут. В прошлом году в США серьёзно рассматривали возможность их использования, чтобы победить исламистов или по крайней мере остановить их распространение в Ираке. Тогда Америка щедро снабжала курдских повстанцев оружием и деньгами. Американские инструкторы помогли сформировать более чем 300-тысячное ополчение.

Курды ненадолго оттянули на себя силы ИГИЛ и позволили официальному правительству Ирака перегруппировать свою разбитую армию и удержать власть в крупных городах страны. Потом джихадисты больше сосредоточились на Сирии и вывели свои силы из Ирака, но курдов разбить так и не смогли.

В Турции на международную популярность курдов Ирака смотрели с большими опасениями. И это неудивительно: в стране живут 18 млн курдов, которые уже много лет пытаются создать автономию, а то и вовсе отделиться от Анкары. Власти Турции не жалели денег и за последние несколько лет инвестировали в Курдистан $ 12 млрд, чтобы только убрать мысли о независимости. Правящая партия Справедливости и процветания даже согласилась вступить в коалицию в Курдской рабочей партией (КРП) и дала её представителям места в парламенте.

Но теперь это не важно. Курды в Ираке или Сирии в шаге от независимости, и никто не в силах им запретить её добиться. Поэтому идеи КРП об автономии теряют свою привлекательность. В Анкаре понимают, что ещё немного, и курды опять начнут вооружённую борьбу за независимость, как было при их харизматичном лидере Абдулле Оджалане, который с 1999 года пребывает в турецкой тюрьме.

И Анкара решила действовать на опережение. По мнению Томаса Палмера из Института САТО, турки за содействие в борьбе с ИГИЛ захотят, чтобы западные страны отказали курдам даже в надежде на своё государство. И похоже, США и ЕС готовы на это, учитывая, что для Запада исламисты стали главной проблемой, а посылать на Ближний Восток свои армии они не готовы. Вашингтон уже пообещал снять экономические санкции с Ирана, чтобы обеспечить себе тыл в борьбе с ИГИЛ. Теперь, по мнению Бачика, курдов обменяют на военную помощь Турции.

Внутри страны правящая партия уже заявила, что готова расторгнуть коалицию с курдами и провести внеочередные выборы в ноябре. Хотя это никак не пошатнёт позиции Эрдогана, который постепенно собирает у себя в руках неограниченную власть.

Конфликт с курдами только усилит его популярность среди турков, считавших слабостью предоставлять национальным меньшинствам автономию. Неудивительно, что после арестов курдских политиков и начала бомбёжек лагерей пешмерги в Сирии рейтинг Эрдогана только вырос.

Активное вмешательство Турции в войну с исламизмом может привести к ещё большему хаосу и распаду Сирии и Ирака на несколько полунезависимых государств

Впрочем, международные эксперты считают, что активное вмешательство Турции в войну с исламизмом может привести к ещё большему хаосу и распаду Сирии и Ирака на несколько полунезависимых государств. Но не пошатнуть позиции ИГИЛ.

***

Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: война Турция курды Запад ИГИЛ