"Народное единство": чего ожидать от новой радикальной оппозиции в Греции?
Левая партия "Народное единство", появившаяся после раскола правящей СИРИЗА, выступает против мер жесткой экономии.
В августе парламент Греции одобрил новое соглашение с международными кредиторами (МВФ, Еврокомиссией и Европейским Центробанком), которое предусматривает финансовую помощь в обмен на проведение реформ. В ходе голосования в парламенте правительству премьер-министра Алексиса Ципраса удалось заручиться поддержкой большинства, хотя свыше трети представителей возглавляемой им Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) не поддержали предложенные меры или воздержались.
Через некоторое время 25 депутатов покинули СИРИЗА и создали собственную парламентскую группу. Новое объединение под названием "Народное единство" (LAE) возглавил экс-министр энергетики Панайотис Лафазанис, который раньше руководил левым крылом СИРИЗА.
О потенциале говорить рано
Фракция LAE является в данный момент третьим по численности депутатским объединением в парламенте. На внеочередных парламентских выборах она надеется закрепить свои позиции и стать влиятельным политическим игроком. "Мы видим себя в первую очередь громогласной, убедительной силой, выступающей против политики жесткой экономии", - заявил один из лидеров LAE Костас Исихос в интервью DW.
По его словам, партия рассчитывает на поддержку греков, которые высказались против мер жесткой экономии на референдуме 5 июля. Тогда выдвинутые кредиторами условия не поддержал 61 процент населения страны. Но не все в Афинах разделяют оптимизм Исихоса. Политолог Левтерис Куссулисно считает, что LAE пройдет в парламент, но не станет третьей по величине политической силой.
Соцопросы не дают ясной картины. Согласно прогнозам сайта "Искра", за LAE намерены проголосовать 10 процентов избирателей, а по результатам опроса, проведенного по заказу греческого телеканала Action 24, - четыре процента. Социологи отмечают, что еще рано оценивать потенциал LAE, так как с момента создания партии прошло всего несколько недель.
Поддержка левых сил
За это время LAE уже приобрела некоторую поддержку. 31 августа глава греческого парламента Зои Константопулу вышла из СИРИЗА и заявила, что на внеочередных выборах будет выдвигать свою кандидатуру от LAE. 92-летний Манолис Глезос, в прошлом один из лидеров СИРИЗА, по всей очевидности, тоже разделяет позицию LAE.
Он призвал СИРИЗА "опомниться" и заявил, что новая помощь кредиторов "порабощает греков на целые десятилетия", приводит его слова сайт греческой газеты Ekathemirini. Костас Исихос ожидает еще большей поддержки. Он надеется, что в ближайшие дни ряды LAE пополнят члены СИРИЗА, которые проголосовали против нового плана реформ или воздержались.
За возвращение к драхме
LAE решительно выступает за разрыв отношений с ЕС и МВФ, а также за возвращение к драхме. Глава партии заявил в одном телевизионном интервью, что он и Ципрас в последние годы хотели прекратить отношения с кредиторами, ожидая, что это послужит новым стартом для Греции. Но премьер, по словам Лафазаниса, в последний момент принял другое решение и поставил свою подпись под согласованной с кредиторами программой мер, которые ранее подвергал жесткой критике.
Сам Ципрас считает обоснованным свое решение пойти навстречу кредиторам. Мне приставили ко лбу пистолет, а Грецию заманили в ловушку, заявил лидер СИРИЗА недавно на одном из предвыборных мероприятий. 20 августа Ципрас попросил президента Прокописа Павлопулоса об отставке и скорейшем проведении досрочных выборов.
После провала всех попыток сформировать новое коалиционное правительство выборы были назначены на 20 сентября. Ципрас пользуется популярностью и рассчитывает на успех СИРИЗА. Победа на парламентских выборах в Греции имеет особое значение, так как партии, преодолевшие трехпроцентный барьер, делят между собой 250 мест, а набравшая наибольшее число голосов партия получает еще и 50 мест в виде бонуса.
Неизбежный раскол СИРИЗА и Германия как "внешний враг"
"Раскол СИРИЗА было невозможно предотвратить", - полагает политолог Куссулис. Коалиция, по его словам, была слиянием "двух различных партий, которые долгое время, по всей видимости, преследовали одну цель, но сегодня больше не могут уживаться под одной крышей". Политолог не считает раскол плохим развитием событий, так как, по его мнению, левые радикалы из LAE смогут "показать свое истинное лицо и открыто высказываться за возвращение к драхме, а также за псевдокоммунистическую систему".
Глава LAE планирует представить программу партии в ближайшие дни. Исихос пока готов раскрыть лишь некоторые ее положения. По его словам, LAE делает ставку на экономическую самостоятельность Греции - развитие сельского хозяйства, туризма, использование новых технологий и возобновляемых источников энергии. Партия также выступает за списание большей части долгов страны и ставит под вопрос нынешнюю структуру еврозоны в целом.
Между тем в предвыборных выступлениях политиков LAE встречаются вербальные атаки Берлина. Лафазанис называет соглашение с кредиторами "немецкой тюрьмой", из которой будет невозможно выбраться, если Афины останутся в еврозоне.
На вопрос, не является ли это высказывание преувеличением, Исихос ответил, что LAE" ничего не имеет против немецкого народа", но "критикует упорство, с которым звучат призывы к финансово-политической дисциплине, а также то обстоятельство, что любое другое мнение встречается угрозами и указанием на правоту сильнейшего". Однако Куссулиса не убеждает этот аргумент. По его мнению, создавшие новую партию левые радикалы "не могут существовать без внешнего врага", который им необходим, "чтобы обрести cобственную идентичность".