"Марсианин" Мэтт Деймон: о Ридли Скотте, картошке и Робинзоне Крузо
В свежем Корреспонденте - эксклюзивное интервью звезды одного из главных блокбастеров осени.
«Маркетинг космического масштаба» - так в соцсетях комментируют любопытное совпадение: сообщение NASA об обнаруженной на Марсе воде подозрительным образом совпало с премьерой фильма Марсианин, стартующего в прокате 8 октября.
Представители NASA все подозрения отметают: говорят, что пресс-конференция, на которой они сообщили сенсационную новость, была приурочена к выходу тематической статьи в специализированном журнале Nature Geoscience.
Режиссёр Марсианина Ридли Скотт в свою очередь говорит, что, когда он консультировался с сотрудниками агентства пару месяцев назад, те рассказали ему об обнаруженных на Красной планете ледниках и показали фотографию одного из них.
При этом Скотт добавил, что внес бы изменения в фильм, если бы узнал о существовании жидкой воды раньше.
С другой стороны, тогда бы ему пришлось существенно подкорректировать литературную основу фильма -- одноимённый дебютный роман-бестселлер писателя Энди Уира 2011 года, в котором рассказывается история инженера и биолога Марка Уотни (Мэтт Деймон), члена марсианской миссии NASAАрес-3.
Из-за песчаной бури исследователи были вынуждены экстренно покинуть Красную планету, но при переходе к взлётному модулю Уотни был ранен. Коллеги сочли его мёртвым и улетели без него.
Оставшись один, без связи с кораблём или Землёй, Уотни принимает решение выжить несмотря ни на что. За него – жилой модуль с возобновляемым запасом воды и кислорода, но очень ограниченным количеством пищи.
Против – безлюдная, безвоздушная, безводная, совершенно безжизненная планета. И время: до прилёта следующей миссии Арес-4 ещё четыре года.
В свежем выпуске журнала Корреспондент – интервью Мэтта Деймона о том, каково это – побывать Робинзоном Крузо на Марсе.
- Когда вы увидели готовый фильм, он соответствовал тому, как вы себе его представляли во время съёмок?
- Ридли не делает лишней работы, он снимает очень точно: смотришь раскадровку – что я делал постоянно, - и потом узнаёшь каждый кадр. Сюрпризы бывают с режиссёрами, которые снимают слишком много материала: там никогда не знаешь, что войдёт в финальную версию, а что отправится в корзину. А манера Ридли очень уверенная: у него есть совершенно чёткое видение, и ты понимаешь, какой фильм делаешь.
- Роман Уира вы прочли до или после того, как ознакомились со сценарием?
- После. Главное в истории – и в романе Энди, и в адаптации Дрю, - герой, который, оказавшись в страшной, критической ситуации не теряет чувство юмора. Именно эта лёгкость делает её захватывающей и смешной, но не теряющей своей напряжённости. Без неё всё было бы иначе. Не думаю, что кому-нибудь было бы интересно два часа смотреть на парня с перекошенным от напряжения лицом и сурово стиснутыми зубами. (Смеётся.)
Вообще Марсианин – особенный фильм и особенный опыт. Когда мы встретились с Ридли, я сказал ему о картине Касаясь пустоты [экранизация бестселлера альпиниста Джо Симпсона 2003 года, рассказывающая реальную историю двух экстремалов, в 1985-м застрявших на одной из вершин Анд на высоте 7 тыс. м]. Мне кажется, они с Марсианином задают схожие экзистенциальные вопросы и при этом сталкиваются с одной и той же проблемой: нужно, чтобы зритель реально ощутил те же опасность, давление и ужас, которые испытывает герой, но при этом развлёкся и не заскучал.
- Конечно, снимаясь в таком фильме, я не мог об этом не размышлять. Честно говоря, не думаю, что я на такое способен. Но, к счастью, есть те, кто может.
- Чтобы не умереть от голода, ваш герой выращивал в модуле картошку. Как вы к ней относитесь после съёмок?
- Я уже пару месяцев ни одной в рот не взял! (Смеётся.)
Полностью интервью читайте в свежем журнале Корреспондент - №39 от 2 октября 2015 года.