Фанаты двух колес. История появления велосипедов в Украине
Полтора века назад в Украине начали появляться первые велосипеды, которые к началу XX века стали модным транспортом.
В последней трети ХІХ века не было в мире транспорта моднее, чем велосипед. Циклисты путались под ногами, сбивали прохожих, ломая свои адские машины на части (тогда многие велосипеды были ещё из дерева), пишет Ирина Пустынникова в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года.
Особо ретивые ездили в дальние путешествия, а позже выступали с лекциями на тему увиденного. Народ в массе своей относился к ним с долей скепсиса и раздражения. Даже анекдот появился: было у отца три сына: двое умных, а третий – велосипедист.
Циклистский Львов
В 1864 году лионские промышленники братья Оливье вместе с каретным инженером Пьером Мишо и мастером по созданию детских колясок Пьером Лалманом начали выпускать велосипеды в промышленных масштабах, предварительно успев получить за своё творение золотую медаль на выставке в Париже. Именно из Парижа в 1867 году Михал Мрозовский доставил во Львов первый в Западной Украине велосипед. Вполне возможно, он был первым и на всех украинских землях.
Деревянный велосипед был страшно дорогим – стоил 600 франков. На эти деньги во французской столице можно было питаться на протяжении полутора лет – средняя зарплата рабочих тогда составляла около 4 франков в день. Дорогущая покупка пана Михала не слишком порадовала. Ездить на велосипеде он так и не научился, постоянно падал – и потому отдарил новомодную штучку львовскому спортивному обществу Сокол.
Первым велосипедистом Львова, да и всей Галичины, стал в апреле 1867 года один из «соколят» по фамилии Пшибылинский. Его появление на львовских улицах вызвало большой ажиотаж. В следующем году Пшибылинский попросил знакомого кузнеца изготовить копию велосипеда – и вот уже по Львову колесило двое бициклистов. Третьим стал слесарь Митше, тоже создавший свою версию парижской диковинки.
В1886-м был создан Львовский клуб циклистов. Спрос породил и предложение: при ресторане в парке Высокий Замок в том же году механик Иваницкий открыл первый в городе прокат велосипедов.
В 1892 году в клубе насчитывалось уже 236 участников. Катались, падали, ломались – и 6 мая 1893-го ещё один механик, Александр Заячковский, открыл на ул. Коперника первую ремонтную мастерскую для велосипедов. Вскоре львовский легкоатлетический стадион был опоясан 400-метровым велосипедным треком, долгие годы считавшимся лучшим в своем роде.
Мода на велосипеды меняла город. Так, построенный в 1897 году на ул. Академической дом инженера Кароля Рихтманна-Рудневского был сразу спроектирован с помещениями для веломашин на первом этаже. А при Краевом банке Галичины открыли первый в истории Львова велопаркинг для сотрудников и клиентов.
Бициклистов на улицах стало так много, что полиция после согласования с магистратом 10 августа 1898 года издала Правила езды на колёсах на территории города Львова. Это был шаг вперёд – велосипедистов признали, наконец, полноправными участниками дорожного движения.
Велосипедная лихорадка
Бициклистский клуб действовал при Львовской Политехнике, массовым был и отдел при спортивном обществе Сокол – в 1893 году он насчитывал почти сотню участников. Но что мы всё про Львов? Велосипеды покорили все значимые города – и во многих из них при отделениях Сокола создавались общества циклистов.
В Тернополе Кружок любителей спорта при городском Соколе заработал в 1893 году и насчитывал 26 участников. Открыл его творец аналогичной организации при Соколе львовском – Казимир Хеммерлинг, инициатор создания одного из первых в Галичине велосипедных журналов Колесо – не слишком, впрочем, успешного. Тернопольских неофитов учил велосипедной езде доктор Казимир Проминский.
В Дрогобыче 12 местных велосипедистов объединились в 1894-м, а в том же году 23 члена насчитывал отдел велосипедистов при коломыйском Соколе. При нём же работала школа езды на велосипедах. В Чёрткове был самый скромный клуб – всего пятеро участников.
Велосипед стал не только городским транспортом: на хорошей тяжёлой «машине» рекомендовали ездить в путешествия на несколько дней, взяв с собой котомку с гигиеническими принадлежностями, едой и сменой одежды. Дёшево, удобно и сердито. Для укрепления здоровья советовали преодолевать по 30-40 км в день, но фанаты проезжали и вдвое больше.
В конце ХІХ века, когда происхождение и даже профессию первого встречного было легко определить по одежде, своеобразная униформа появилась и у бициклистов. Они носили шерстяные или фланелевые костюмы, легкие шерстяные шапочки с козырьками, трикотажные сорочки и высокие гетры. Брюки часто внизу застегивались на пуговицы – чтобы ткань не попадала в звёздочку.
В 1910-е годы в статьях и книгах место «бицикла» занимает «ровер». Многие львовяне и теперь называют велосипеды по имени английской фирмы, чьи изделия век назад пользовались в Западной Украине большой популярностью.
Литературная поддержка
В начале ХХ века на один автомобиль в наших землях в среднем приходилось по 50 велосипедов – спорт этот и правда пошёл в массы. Популярность породила волну специализированной литературы. Иногда даже узкоспециализированной – так, некий профессор Лорен издал книгу Гигиена циклиста.
Издавались планы городов с правилами уличного движения в них, а в 1894-м во Львове вышел тоненький, но богато иллюстрированный Учебник для велосипедистов авторства уже упомянутого Хеммерлинга и Виктора Бергера. Бергер держал на ул. Академической, 8 велосипедный магазин – и спонсировал издание учебника. В книжице было множество советов – от рекомендаций следить за осанкой в пути до описания режима питания. Пищу следовало принимать четыре раза в день небольшими порциями. Спортсменам советовали воздержаться от употребления водки, но не пренебрегать коньяком с содовой и пивом.
Появлялись специальные путеводители для велосипедистов и очерки о путешествиях на двух колесах. Пионером и тут был Хеммерлинг со своим календарём-путеводителем по Галичине, вышедшим в 1895 году в типографии Голлоба.
Во львовской типографии Пиллера в 1898 году была издана книжица Ярослава Пенёнжика Львов – Каменец-Подольский. Заметки из путешествия циклиста. Хотя автор немного сжульничал: со Львова до Ворохты он доехал поездом, а уже оттуда пересел на велосипед – и столь причудливо составил маршрут, что намотал своими колёсами целых 913 км. Велосипедист даже подсчитал, что за свой вояж прокрутил педаль 337.810 раз.
Путешествовал Пенёнжик в июле, часто мок под дождями, но красоты карпатской природы исправно нахваливал – особенно в околицах Делятина, Яремча и Надворной. Залещики вообще назвал въездом в рай, Каменец-Подольский же путешественника просто поразил.
Критики тоже не жалел: ругал сервис в пансионатах (где-то еду добыть невозможно, в других же кормят насильно, а гуцулка-официантка с босыми и грязными ногами только пофыркивает от смеха), состояние дорог (между Микуличиным и Татаровым трасса напоминала козью тропу), трёхчасовую проверку документов на российской таможне на Збруче – даже немецкоязычные дорожные указатели на Буковине. Больше всего досталось каменецким дорогам: «Весь этот город имеет брусчатку настолько позорную, что тот, кто её не видел, понятия о ней не может иметь».
Циклодром для футболистов
Львовский 400-метровый «тор» был не единственным на украинских землях. Для велосипедных гонок во многих городах устраивались специальные площадки-циклодромы с искусственно созданными виражами.
В 1887 году состоялись первые состязания циклистов из многих городов Российской империи на одесском циклодроме
В 1887 году состоялись первые состязания циклистов из многих городов Российской империи на одесском циклодроме. Одесское товарищество велосипедистов-аматоров насчитывало в 1890-х около 400 человек — и могло похвастать крытым велотреком для тренировок в зимнюю пору. С 1892 года в одесских велогонках разрешили принимать участие женщинам.
Был построен циклодром и в Мариуполе — ещё в конце ХІХ века, когда велосипеды называли тут циклопедами. Сегодня это стадион Азовец. На треке регулярно проводились гонки среди местных велосипедистов. Победителям вручали призы-жетоны.
В 1911-м гонки были смешанными — велосипедно-моторными. В них приняло участие 11 спортсменов. Деревянные трибуны циклодрома нечасто были заполнены полностью — впрочем, иногда простаивал и сам циклодром. Тогда его арендовали английские матросы с кораблей, которыми перевозили донбасский уголь, – для игр в футбол.
Так мариупольцы познакомились с новой для себя игрой — и заболели ею. Вскоре в городе появились собственные футбольные команды. Только вот денег на аренду циклодрома у них часто не было — поэтому пионеры-футболисты из Первой мариупольской команды обустроили футбольное поле недалеко от циклодрома.
Местная пресса регулярно освещала велосипедные события. Тем более, на арене часто появлялись и представители других видов спорта. Так, 15 апреля 1913 года на циклодроме прошли велосипедные гонки, а также соревнования по поднятию тяжестей и борьбе.
Мариупольская жизнь в анонсе действа писала: «В программу состязаний входят следующие номера: общий выезд всех гонщиков, установление рекорда скорости,турнир всех гонщиков для распределения по классам, установление любительского рекорда с вырыванием правой и левой рукой, демонстрация борьбы инструкторами арены физического развития и стаерская гонка. Начало музыки на циклодроме в 3 1/2 час., а начало состязаний в 4 ч. дня».
Бывали и несчастные случаи. Гонки 8 июля 1912 года были омрачены происшествием: на циклодром выбежала собака и попала под колёса велосипеда гонщика Морева. Тот упал, за ним упал и его соперник на другом велосипеде. Гонщики отделались незначительными ушибами. О судьбе собаки пресса не сообщала.
Велопробегами по бездорожью
Жизнь велосипедистов начала ХХ века омрачала необходимость получать своеобразные права и знаки на своих железных коней. В 1904 году Дума ввела налог на велосипеды. Газета Донецкая жизнь от 18 апреля 1914 года сообщала, что в луганской городской управе лихорадочно готовят разрешительные свидетельства на право езды на велосипедах по городу. В 1913-м в Луганске насчитывалось около 400 велосипедистов, через год их было уже 500.
Городские управы требовали, чтобы весь двухколёсный транспорт имел собственные знаки. Жестянки с номерами получали ежегодно, уплатив за это полтора рубля специального велосипедного налога. Тех же, кто продолжал ездить со старыми знаками, ловила полиция.
Тем не менее бициклистов это не останавливало. Их вообще мало что могло остановить — даже неровные брусчатые мостовые и ужасные дороги. В мае 1901 года путешественник Савицкий прибыл в Киев из Москвы, преодолев путь на велосипеде за восемь дней, не слезая с бицикла по 12 часов в сутки. Дальше путь Савицкого прошёл через Канев, Лубны, Полтаву, Екатеринослав. Николаев, Херсон, Симферополь, Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь — а далее через Харьков вновь на Москву. На заре ХХ века это было событие, о котором трубило множество газет.
Но с каждым годом подобных путешественников становилось всё больше. В июле 1902 года в Москву из Мелитополя приехали велосипедисты Буйницкий и Казин, потратив на дорогу в 1.200 вёрст 19 дней. Особо не спешили, ехали как туристы, осматривая по дороге достопримечательности Харькова и Екатеринослава.
В семь утра 28 июня 1914 года Павел Дубнер и сын известного провизора Валентин Мильфорт из харьковского велосипедного кружка отправились на своих железных конях в Москву, до которой было более 700 вёрст. Путь предполагалось пройти за шесть дней.
Уже в первые годы ХХ века стали очень популярны межгородские гонки и чемпионаты. 3 июня 1912 года севастопольский кружок любителей спорта устроил Розыгрыш первенства Крыма – велосипедные гонки по шоссе из Ялты (имения Наташино) в Севастополь. В них приняло участие 12 спортсменов, но до финиша доехали только семеро. Остальные либо покалечились, либо поломали свои велосипеды.
Чемпионом Крыма стал симферополец Фесенко, проехавший дистанцию в 90 км за 4 часа 2 минуты и 15 секунд. Второе место занял житель Севастополя Спиридонов, потративший на гонку на пять минут больше чемпиона. Третьим, несмотря на травму, пришёл ялтинец Пестерев — его результат был на 20 минут больше, чем у Фесенко. Впрочем, организаторы не жалели медалей для всех, кто уложился в пять часов — этого времени хватило ещё севастопольцу Кастрюльникову и симферопольцу Динцеру.
Популярны были и продолжительные велосипедные экскурсии — к примеру, Симферопольское гимнастическое общество в апреле 1913 года устроило велопоездку из Симферополя через Севастополь до Байдарских ворот и Ялты с посещением Никитского ботанического сада и Массандры и подъёмом на Ай-Петри и Учан-Су.
Почта тоже внимательно следила за прогрессом — уже в 1901 году в Российской империи делались первые попытки посадить на велосипеды почтальонов. Для этого при почтовых отделениях устраивались тренировки для сотрудников.
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.