История через политику. Прошлое разделяет Украину и Польшу
Что общего между украинскими законами о декоммунизации и решением польского Сейма признать трагедию на Волыни геноцидом.
Василий Расевич, публицист, историк, старший научный сотрудник Института украиноведения НАН Украины, прокомментировал ухудшение украинско-польских отношений на фоне политизации исторических событий. Материал размещен в №29 журнала Корреспондент от 29 июля 2016 года.
Причина актуализации темы волынской трагедии в первую очередь состоит в том, что обе страны — и Украина, и Польша — решили увековечить те события через законодательство. Пока эта трагедия не выходила на государственный уровень, а бурлила в низовой общественной среде, она не была столь болезненной.
Но в 2015 году верховная Рада приняла декоммунизационные законы, прославляющие ОУН и УПА. Это значит, что наше государство берет на себя всю ответственность за деятельность этих формирований и то, что они делали на протяжении всей своей истории. а это не только борьба с СССР, но и то, что связано с событиями на Волыни. Учитывая, что ОУН и УПА считаются преступными в Польше, уже тогда можно было спрогнозировать, что ничем хорошим это не закончится и обе страны зайдут в тупик.
В украинском обществе так и не случилось внутренней дискуссии вокруг этих моментов прошлого. Этим должен заниматься Институт национальной памяти — примирением, а не антагонизацией
Нужно признать, что в украинском обществе так и не случилось внутренней дискуссии вокруг этих моментов прошлого. Не проанализирована до конца реальная, а не надуманная деятельность ОУН и Степана Бандеры. Нет полного анализа всех фаз в истории УПА. Этим должен заниматься Институт национальной памяти — примирением, а не антагонизацией. Иначе мы не только рассоримся с соседями, но и получим окончательный раскол в украинском обществе.
Как в этой ситуации должен поступить Киев? Думаю, что пока в Украине есть декоммунизационные законы, прославляющие неоднозначные формирования и персонажей, диалога с поляками на эту тему быть не может. Более того, насколько мне известно, нас ждет тяжелый разговор с евреями, которые уже обратились к украинскому правительству с просьбой не переименовывать улицы именами людей, которые в их понимании причастны к Холокосту.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 29 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.