Утро.ru: На Украине дуют восточно-западные ветры

12 апреля 2002, 11:05
💬 0
👁 64

"На Украине случилось страшное: на выборах в парламент победила партия Виктора Ющенко "Наша Украина". За время предвыборной кампании в братской республике россияне хорошо усвоили (с подачи наших СМИ), что это – плохая партия: откровенно прозападная, антироссийская и вообще чуть ли не фашистская (реабилитировавшая ветеранов украинской дивизии СС). Все "хорошие" проиграли. Так что теперь враждебные аббревиатуры вроде ЕС, США и НАТО уж точно наложат свою когтистую лапу на родных наших братьев-славян... Впрочем, так ли это? Попробуем разобраться", пишет автор российского интернет-издания Утро.ru Андрей Миловзоров.

В результате выборов в Верховную Раду "Наша Украина" получила 24% депутатских мест, противоположная ей по ориентации Коммунистическая партия Украины – 20%, а прокучминская (она же, вроде, и пророссийкая) "За едину Украину!" – около 12%.

Не секрет, что и Россия, и США весьма неравнодушно отнеслись к состоявшимся на Украине выборам. Эксперты даже говорят, что "в глобальном смысле" это было "геополитическое состязание" Москвы и Вашингтона. США, разумеется, поставили на партию Ющенко, а Россия – на президентский блок "За едУ!". Теперь у американцев есть повод праздновать победу, хотя они и ожидали более впечатляющих результатов. "Вашингтон таймс" пишет: "Украина чуть развернулась в направлении Запада – избиратели отдали партии "Наша Украина" предпочтение на парламентских выборах. Лидер этой партии Виктор Ющенко стремится к объединению своей страны с Западом. А тем временем украинский президент Леонид Кучма пытается удержать страну в прошлом советской эпохи, позволяя Кремлю сохранить его длиннорукое влияние".

Ужели "длиннорукое влияние", именовавшееся у нас "вековым братством народов", закончилось? Не факт. Наша лошадка споткнулась – это очевидно. Но беда в том, что Москва поставила на Кучму на том этапе, когда популярность украинского президента упала ниже низшего. Лучшие российские политтехнологи в поте лица трудились над президентским блоком, но увы! 12% – всё, что они смогли нацедить Леониду Даниловичу из украинского электората. Так что победа "Нашей Украины" – это, как говорят эксперты, обратная сторона неудовлетворенности украинского общества нынешней властью. И только во вторую очередь – свидетельство определенного поворота в сторону Запада.

Да и поворот-то этот еще не факт, что произошел. О таких явлениях трудно говорить применительно к Украине в целом. Если "западэньщина" уже чувствует себя одной ногой в ЕС и НАТО, то восточная часть страны по-прежнему льнет к России и соглашается идти в Европу только вместе с ней. Вот и получается, что прозападная "Наша Украина" – в меньшинстве: коммунисты плюс кучмовцы составляют вместе 32% нижней палаты парламента. Выходит, Украина по-прежнему с Россией? Чего же тогда радуются на Западе? Увы, не все так просто. Соперничество России и США на территории Украины возникло не в ходе выборов, а гораздо раньше. И Киев не может не считаться с обеими силами.

Вот, скажем, США, делая ставку на Ющенко, заранее подстраховались: американский конгресс на всякий случай принял резолюцию, осуждающую "грязный" характер и "безудержные нарушения" украинской предвыборной кампании. Если бы верх одержал пропрезидентский блок – американцы заявили бы, что не признают новую Раду легитимной, как в свое время они отказали в признании лукашенковскому парламенту. К счастью для Украины, страховка не пригодилась.

С США, конечно, шутки плохи: еще причислят к оси зла! Ну а с Россией как быть? Она ведь так старалась не допустить победы Ющенко, пыталась помочь Кучме. Путин лично встречался с главой президентской администрации и лидером блока "За едУ!" Владимиром Литвиным, принимал в Кремле украинского коммунистического вождя Петра Симоненко. С этим тоже надо считаться. Да и как не считаться с Россией: ведь это газ!

Одним словом, теперь кучмовская "За-ед-У!" еще не известно куда за-ед-ет: к коммунистам пойдешь – Запад рассердишь, к Ющенко – Россию прогневишь. Наиболее простые и очевидные ходы для "правящей партии" оказываются неподходящими. Но коалицию в парламенте создавать надо, значит, остается набирать в союзники партнеров "помельче" – социал-демократов и одномандатников. Впрочем, по расчетам политологов, Кучме и таким образом удастся собрать большинство (голосов эдак 250), правда, оно будет весьма неустойчивым. Но этого все же достаточно, чтобы сделать Раду относительно управляемой и лишить оппозицию шансов внезапно приговорить президента к импичменту. И главное – у президента останется свобода "за-ехать": ни с коммунистами, ни с западниками он повязан не будет.

И куда же собирается заехать Украина? Она хочет на Восток и на Запад. Сразу. "Альтернативы углублению стратегического партнерства с Россией, наполнению его реальным экономическим содержанием нет", – заявляет премьер-министр Украины Анатолий Кинах. "Какая бы пена, какая бы шелуха, какие бы искусственные барьеры на пути сотрудничества Украины с Россией не возникали, особенно в ходе тех или иных политических испытаний, они будут снесены временем", – уверен он. Выступая же на Евразийском экономическом саммите в Алма-Ате, глава украинского правительства с не меньшей уверенностью заявил иное: Украина, дескать, "не видит альтернативы" своей интеграции в экономическую и политическую европейскую и мировую систему, будет углублять сотрудничество с такими международными финансовыми организациями как МВФ, ЕБРР, Всемирный банк и стремиться интегрироваться в "европейские и евроатлантические структуры". Налицо желание Украины любой ценой усидеть на двух стульях: европейском, сулящем всевозможные блага принадлежности к "золотому миллиарду", и российско-эсэнгешном, притягательном не только воспоминаниями о "битвах, где вместе рубились они", но и дешевым газом, сырьем, льготными рынками сбыта и остатками промышленной кооперации времен СССР...

Обращаясь к руководителям стран СНГ в Алма-Ате, Кинах призвал к защите национальных интересов государств "не за счет интересов других партнеров, а, прежде всего, путем создания максимально благоприятных условий для двустороннего сотрудничества". Намерения России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана создать "энергетический альянс" должны учитывать не только интересы стран, обладающих природными ресурсами, но и тех, которые располагают инфраструктурой по транспортировке энергоресурсов, считает премьер-министр Украины. Это означает: не бросайте нас на произвол судьбы (Европы), у нас ведь труба (есть)!

В общем, можно с уверенностью предположить, что в ближайшие два года политические расклады на Украине не приведут к кардинальной смене курса. Продолжится вялый дрейф в сторону России и СНГ. Украина никуда не денется от России, но европейские ветры усилятся, говорят обозреватели. Однако на Западе потому так радуются итогам выборов, что они принесли победу прозападным силам в "личностном" плане. Именно на личность Виктора Ющенко делается долгосрочная ставка: ведь в 2004 году предстоят президентские выборы. Победа Ющенко, конечно, не настолько внушительна, чтобы гарантировать ему избрание на пост президента, но у него есть время и возможности укрепить свои позиции. Если до парламентских выборов его попыткам пропагандировать свою платформу препятствовали пропрезидентские силы, то в качестве полноправного парламентария он сумеет расширить круг сторонников на востоке Украины, традиционно голосовавшем за коммунистов, и в центре, который проголосовал за пропрезидентский блок. А уж тогда...

А что тогда? "Wall Street Journal" отмечает, что в лице Ющенко и его блока Украина располагает правоцентристским противовесом правящему истэблишменту (в России, кстати, такого противовеса нет). Этот правоцентристский блок ни в чем дурном не замешан: он отстаивает рыночные реформы, демократизацию и выступает за интеграцию в Европу. Но ведь и сама Россия не отказалась от предложенного ей Европейской комиссией создания единого экономического пространства, не особо задумываясь в тот момент о собратьях по СНГ. Вот и Украина ("Наша Украина") туда же, но только "в Европу вместе с Россией".

Ющенко, между прочим, отказался блокироваться с более прозападным оппозиционным альянсом Юлии Тимошенко, предпочитая сохранить за собой свободу действий. Известно также, что он назвал отправившего его в отставку Кучму своим "отцом" (как политик политика, разумеется). Западные обозреватели не исключают, что оба пойдут на мировую. В общем, "Наша Украина" – не настолько уж антироссийский блок, как его рисовали наши СМИ накануне выборов. Он выступает за "европейский выбор" при сохранении взаимовыгодных отношений с РФ. Ющенко очень корректен в отношении России и русского языка. За ним не числится высказываний, которые можно было бы назвать антироссийскими. Но это – пока, а потом? Спонсоры, "раскрутившие" звезду, начнут заказывать музыку. В окружении Ющенко немало фигур "сильно прозападных".

Корректности и лояльности требовали выборы. Кстати, о реабилитации эсэсовцев дивизии "Галичина": причастность Ющенко к этому решению властей славного города Ивано-Франковска утверждалась как факт российскими СМИ в разгар предвыборной борьбы, но фактически не подтверждена. Зато нынешний премьер Анатолий Кинах очень даже одобрил это решение. "Все решения следует принимать в соответствии с принципом исторической справедливости", – сказал он. А его пресс-секретарь добавил: "Эти люди сражались за независимость Украины". И это тот самый Кинах, который убеждал собравшихся в Алма-Ате "евроазиатов" в пагубности политики двойных стандартов... В общем, власть есть власть: будучи уже давно избранной, она теряет и корректность, и лояльность.

Но что касается Украины, то беспокоит не только власть, но и общество. Там тоже наблюдается своего рода двойной стандарт. Украинское общество чем дальше, тем больше раскалывается на западную и восточную части с соответствующими внешнеполитическими пристрастиями: запад рвется на Запад, восток тяготеет к России. И стремление Киева усидеть на мировой арене сразу на двух стульях объясняется еще и этим: Украину рвут на части не только снаружи, но и изнутри. Если бы на украинском гербе значился какой-нибудь зверь, то он, по аналогии с российским двуглавым орлом, очевидно, должен был быть наделен двумя частями тела, на которых сидят...

Раскол Украины на восточную и западную части происходит пока только в умах, но геополитики по обе стороны океана давно рассматривают сценарий реального раздела Самостийной: западная часть отойдет в лоно ЕС (шефство над ней возьмут Польша и Германия), восточная – останется в СНГ, ЕврАзЭС и, очевидно, пополнит союзное российско-белорусское государство. Если рассуждать с позиций холодной теории, то так будет даже лучше: половинки будут внутренне более сплоченными, чем нынешняя целая Украина, они смогут наконец сделать свой геополитический выбор. Другой вопрос – можно ли расчленять живой народ на основании наличия в нем разных внешнеполитических симпатий?

Угроза разделения Украины реальна, и тем более реальной она станет по мере приближения к 2004 году – президентским выборам. Тогда ни Россия, ни Запад не захотят терять для себя Украину, а нынешнее сидение на двух стульях станет невозможным, придется выбирать. Сможет ли расколотое украинское общество сделать окончательный выбор, не нарушив целостности страны?

А пока восточно-западные ветры, дующие над Украиной, еще не достигли ураганной мощи, здравомыслящие силы пытаются создать в стране дополнительный запас прочности. Это региональные политические элиты, которые добиваются "федерализации" Украины: они стремятся заменить (или хотя бы дополнить) нынешнюю "олигархическую" властную вертикаль горизонтальными связями регионов. Региональные связи должны крест-накрест прошить Украину, и тогда разорвать ее будет гораздо сложнее. А главное – основными инициаторами этой "прошивки" стали два основных локомотива – Львов и Донецк, один на западе, другой на востоке, и они наводят мост между восточной и западной частями Украины. Но сумеют ли? Ведь на нынешних выборах регионы ставили на "За едУ!"...

ТЕГИ: Россия Украина Европа США операция Кремль Евроинтеграция политика