Фотогалерея: Садху. Святые наркоманы
Некоторые из них годами живут в горах как отшельники, питаясь только упавшими с деревьев фруктами. Другие – семь лет ходят с рукой, поднятой над головой. Третьи – всю жизнь не носят никакой одежды, кроме набедренной повязки и трапезничают исключительно на кладбищах. Есть и те, которые спят на деревьях, забросив правую ногу за левое ухо, и начинают каждое утро в новом городе.
Все они – садху - индуистские монахи, странствующие аскеты, йоги и проповедники, избравшие для себя путь отречения от мира, поисков и достижения высшей истины, почитаемые по всему Индостану как святые и посланники богов на земле.
Само слово "садху" происходит от санскритского корня sadh, который означает "достичь цели", "сделать прямым", или "возыметь силу над чем-то". Садху становятся немногие, ведь для того, чтобы вступить на этот путь, необходимо отказаться от трех целей жизни индуизма: камы - чувственных наслаждений, артхи - материального развития и даже дхармы - долга. Садху полностью посвящают себя достижению мокши - освобождения посредством медитации и познания Бога.
Традиция предписывает садху "опьяняться аскезой" и "своим экстазом вдохновлять все". Для этой цели индуистские святые практикуют употребление психотропных препаратов конопли. Считается, кто конопля, которую в индуизме почитают как растение Шивы - божественного покровителя аскетов и йогов, помогает садху погрузиться в созерцание природы космоса и достичь истинной святости. В конце XIX века, когда британские колониальные власти намеревались запретить в Индии бханг и гашиш, один из наиболее весомых доводов против такого решения заключался в том, что оно "разгневает огромные банды молящихся аскетов".
В настоящее время хранение гашиша в Индии преследуется в уголовном порядке, однако садху не подпадают под действие этого закона и свободно перемещаются по стране, имея при себе значительные количества препаратов конопли – ведь официально садху умерли и для бога как люди, и для Индии – как граждане. Обычно садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и приобретая от него необходимый опыт.
Большинство садху проводят жизнь в странствиях по Индостану и паломничествах по святым местам, некоторые все время живут в монастырях и ашрамах, некоторые в лесах и пещерах. Местом сбора садху служат крупные религиозные праздники - Кумбха Мела, Шиваратри или Шри-Ганеша-Чатуртхи. И хотя садху традиционно выглядят довольно эпатажно – лысые или до неприличия заросшие волосами, облаченные в тоги цвета или измазанные пеплом, увешанные разнообразными украшениями и гирляндами цветов, - приютить в своем доме такого человека, накормить его и получить наставление для жителей, к примеру, Непала или Индии считается благословением и несказанной удачей. При этом некоторые садху, которых особенно почитают в народе, занимаются целительством, убирают сглаз и раздают благословения на свадьбах.
Считается, что садху сжигают как свою карму, так и карму окружающих и человечества в целом, - именно по этой причине в некоторых штатах Индии садху разрешается бесплатный проезд на общественном транспорте. По данным на 2007 год, в Индии насчитывалось от четырех до пяти миллионов садху.
Познакомьтесь с удивительным миром индуистских святых наркоманов в новой фотогалерее Корреспондент.net.