Фото: Reuters
Украина резко снизила добычу угля
Меры Кабинета министров по поддержке угольной отрасли привели к дефициту в стране энергетического угля. НАК ЭКУ в пятницу заявила, что ГП Уголь Украины не может загрузить топливом энергогенерирующие компании, сообщает КоммерсантЪ-Украина.
В Минтопэнерго свою ошибку признают и обещают изменить правила игры на рынке. В частности, будет отменена норма, обязывающая государственные генерации закупать исключительно государственный уголь.
Добыча угля в Украине в 2009 году уменьшилась на 5%, до 71 млн т. При этом добыча угля государственными шахтами сократилась на 15,3%, до 38,44 млн т, в том числе энергетического – на 16,6%, до 29,3 млн т.
Как сообщает издание, о возникновении в Украине дефицита энергетического угля в пятницу в ходе коллегии Минтопэнерго сообщил президент Национальной акционерной компании Энергетическая компания Украины (НАК ЭКУ) Владимир Зиневич. "Сегодня на складах всех электростанций находится 768 тыс. т. Это рекордно низкий объем угля, такого за всю историю никто не помнит",– заявил он.
Энергогенерирующим компаниям приходится использовать вместо угля природный газ и работать с отрицательной рентабельностью. Глава НАК ЭКУ напомнил, что государственные энергогенерирующие компании не могут закупать уголь на внутреннем и внешнем рынках, так как Кабмин постановлением #1416 от 29 декабря 2009 года обязал их в 2010 году закупать уголь исключительно у ГП Уголь Украины.
В первой половине 2009 года в связи с резким снижением объемов производства электроэнергии на рынке возник профицит угля, и правительство попыталось заставить участников рынка выкупать его у ГП Уголь Украины. Однако с октября 2009 года объемы потребления угля начали расти, а его добыча, наоборот, падать. В декабре начались перебои с поставкой топлива на ТЭС, отмечает издание.
Председатель правления Днепроэнерго Юрий Бочкарев отмечает, что протекционизм по отношению к государственным шахтам и политика льгот для них не позволили нарастить добычу, а только привели к потере интереса инвесторов к отрасли. "В результате мы имеем общее падение добычи угля и резкий рост себестоимости тепловой электроэнергии. Рентабельность генераций с 1-2% в ноябре упала до минус 3-5% в декабре-январе",– говорит он.
Кроме того, господин Бочкарев напоминает, что в январе 2009 года вопреки закону Об электроэнергетике Кабмин рекомендовал снизить для них тариф на электроэнергию на 26%. В январе текущего года еще одним распоряжением правительство освободило госшахты от отчислений в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, а также отменило налоги на зарплаты. В результате шахты сократили капитальные вложения на 30%, а их задолженность перед всевозможными фондами и местными бюджетами, по данным Минфина, выросла в семь раз, до 3,5 млрд грн.
Рентабельность работы украинских энергетиков могла бы быть выше, если бы Национальная комиссия регулирования энергетики повысила цены на электроэнергию для населения, как ей рекомендовал комитет Верховной рады по ТЭК, говорит народный депутат Сергей Титенко (Партия регионов). "Достаточно было повысить цены на 20-25%",– отмечает он. Однако в пятницу Нацкомиссия приняла решение сохранить в марте розничные тарифы для всех категорий потребителей на уровне февраля.
В Минтопэнерго говорят, что будут инициировать отмену решений о льготах для госшахт. "Я буду настаивать на том, чтобы мы больше не имели одного монопольного поставщика. И на следующем заседании Кабмина поставлю вопрос об отмене льготных условий для госшахт",– заявил в пятницу министр топлива и энергетики Юрий Продан. Он также добавил, что в отношении углей антрацитовой группы норма об их обязательной покупке НАК ЭКУ у ГП Уголь Украины сохранится.
"В конечном счете это может привести к дефициту этих углей, добыча которых госшахтами в январе упала на 5%",– говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Тулуб.
По мнению начальника аналитического отдела ИК Брокеркредитсервис Максима Шеина, даже если монополия будет отменена, генерирующие компании понесут убытки, поскольку с начала года увеличили закупку газа как минимум на 900 млн кубометров. Разница между ценой импортного угля, который бы могли закупать генерации, и ценой, потраченной на газ, которым пришлось замещать этот уголь, составляет $17 млн, отмечает господин Тулуб. "Если бы генерирующие компании купили этот уголь на внутреннем рынке у частных добытчиков, то на конец февраля они потратили бы на $22 млн меньше",– утверждает он.