Фото: AP
Россия обвинила Италию в срыве договоренностей по Южному потоку
Разногласия Газпрома и итальянской Eni по газопроводу Южный поток приближаются к критической точке. Российская монополия обвинила итальянцев в невыполнении обязательств по проекту и пригрозила исключить ее, сообщает газета РБК daily.
Хотя такой поворот событий может и не расстроить Eni, так как она все больше внимания уделяет конкурентному газопроводу Nabucco. Стороны еще попытаются найти компромисс 12 апреля, когда глава итальянского концерна Паоло Скарони прибудет в Москву.
Eni не выполняет свои обязательства по Южному потоку, и Газпром намерен поставить под вопрос ее участие в проекте. Об этом заявил начальник департамента внешнеэкономической деятельности российского холдинга Станислав Цыганков, пишет ИТАР-ТАСС. По его словам, итальянская сторона блокирует реализацию морского участка проекта. Она не согласовывает рабочие программы и не проводит никакие платежи, подчеркнул г-н Цыганков. Пока за все приходится платить Газпрому.
Как пишет издание, еще раз обсудить конкретные вопросы по работе итальянской компании в рамках Южного потока планируется во время предстоящего визита ее представителей в Москву, сообщил г-н Цыганков. Как уточнил представитель Газпрома Сергей Куприянов, визит главы Eni Паоло Скарони намечен на 12 апреля. В свою очередь пресс-секретарь Eni Джанни Ди Джованни заверил РБК daily, что в проекте Южный поток все идет в соответствии с совместными с Газпромом планами. Во всяком случае пока Южный поток реализуется по графику, отметил предправления Газпрома Алексей Миллер на торжестве по случаю начала строительства другого мегапроекта монополии Nord Stream.
Разногласия по проекту Южный поток между Газпромом и Eni начались более года назад, отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Во-первых, итальянская сторона хочет, чтобы насосные станции для Южного потока, расположенные на российской территории, были включены в проект. Во-вторых, она рассчитывает получить больше прав на реализацию газа в Восточной Европе. И главное, Eni не хочет отдавать первенство в проекте Газпрому, разделив свою долю с французской EdF, которая должна войти в проект. Итальянцы настаивают на равном уменьшении пакетов акций, чтобы сохранить паритет в управлении газопроводом.
Недавнее заявление главы Eni Паоло Скарони относительно объединения части Южного потока и конкурентного Nabucco является откровенно враждебным по отношению к Газпрому, говорит г-н Абзалов. И заявление Станислава Цыганкова о возможном исключении из проекта можно считать ответным ударом. Однако вполне вероятно, что Eni сама пригрозит Газпрому выходом из проекта, выторговывая преференции, так как проявляет все больше интереса к европейскому Nabucco. В пятницу Паоло Скарони посетил туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова, который, как рассчитывает ЕС, в середине апреля должен подписать соглашение на поставку 10 млрд куб. м газа для Nabucco сроком на 30 лет.
По мнению экспертов, Eni вполне может уйти в Nabucco. Согласно инвестпрограмме концерна, он сосредотачивает свои интересы на Среднем Востоке. Вложения в Ирак и Иран у него в разы выше, чем в Россию. То есть в итоге Eni может качать в ЕС не российский газ, а сырье, которое будет добывать сама. В Южном потоке Eni может заменить французская EdF, которая уже проявила интерес к проекту, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Как отметили в EdF, пока есть договоренность, что компания будет лишь миноритарным акционером в проекте.