Немецкие инвесторы сталкиваются с торговыми ограничениями в России и после ее вступления в ВТО.
Более года назад, после переговоров, длившихся 18 лет, Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Многие немецкие фирмы рассчитывали на то, что им станет проще вести дела в этой стране. Но их надежды, как выяснилось, пока не оправдались.
Согласно данным репрезентативного опроса, который провела среди своих членов Германо-российская внешнеторговая палата, для более чем 90 процентов фирм деловая ситуация в России не изменилась. Две трети опрошенных ответили, что продолжают сталкиваться с протекционистскими мерами со стороны России в различных формах. На первом месте среди них - неоправданно высокие, по их мнению, таможенные пошлины.
Пошлины на машины
Сразу после вступления в ВТО Россия ввела так называемые "утилизационные сборы", которые привели к тому, что ввоз иномарок на российский рынок стал даже дороже.
Но этим дело не ограничилось, указал на пресс-конференции в Берлине 19 сентября Юрген Фридрих - исполнительный директор консалтинговой компании Germany Trade&Invest, оказывающей услуги торговым фирмам России и Германии.
В июне этого года, например, были введены в дополнение к обычным 10-процентным пошлинам еще и штрафные импортные - в 29,6 процента на немецкие микроавтобусы и маленькие грузовики весом от 2,8 до 3,5 тонн с дизельным двигателем. До вступления в ВТО российские пошлины на такие транспортные средства были ниже - только 25 процентов.
В Россию из Германии ввозится и много сельскохозяйственной техники. Зерноуборочные комбайны поставляет, в частности, немецкая фирма Claas. "Под нажимом российского производителя сельхозтехники (Ростсельмаша. - Ред.) на эти комбайны и их комплектующие детали были введены штрафные пошлины в размере 26,7 процента таможенной стоимости", - рассказал Юрген Фридрих. Мотивы Ростсельмаша и российских властей ему непонятны, поскольку аналогичная отечественная техника стоит на 30-50 процентов дешевле, чем импортная. Так что ни о каком демпинге и речи быть не может.
Защита отечественного производителя?
Применяются и другие уловки для защиты российских производителей. Льготные кредиты аграрным предприятиям, например, дают только при условии покупки ими отечественных комбайнов и прочей сельхозтехники, сетует Фридрих.
По его словам, в России готовятся и новые протекционистские меры, о которых Germany Trade&Invest уже предупредил немецкие фармакологические концерны. "Мы с тревогой узнали о том, - заявил Фридрих, - что не в последнюю очередь по инициативе президента Путина в России собираются ввести правила систематического предпочтения российских лекарств с тем, чтобы уменьшить долю импортных препаратов на российском рынке".
Дискриминационные меры, по его данным, собираются принять и в отношении медицинской техники. Фридрих рассказал о намерении российских властей не допускать иностранные фирмы к тендерам на приобретение государственными структурами этой техники (а это 95 процентов такого рынка), если в них участвуют хотя бы два отечественных производителя аналогичного оборудования.
Потери немецких фирм, выпускающих компьютерные томографы, рентгеновские приборы, специальные микроскопы, хирургические инструменты могут быть огромными. Россия для них - девятый по значению экспортный рынок объемом в 1,3 миллиарда долларов.
Протекционизм тормозит развитие
"Протекционизм - не российское изобретение и не привилегия стран с переходной экономикой, - подчеркнул на пресс-конференции президент Германо-российской внешнеторговой палаты Райнер Зеле (Rainer Seele). - Несмотря на расширение состава государств-участников ВТО мы отмечаем рост протекционистских мер повсюду в мире".
Политику, направленную на защиту национальных экономик с помощью таких мер, представители немецких деловых кругов считают близорукой. В долгосрочной перспективе, указывают они, протекционизм замедляет экономическое развитие любого государства, тормозит повышение конкурентоспособности его хозяйственного потенциала и неизбежно приводит к росту цен. "Поэтому Россия, - заметил Юрген Фридрих, - должна срочно провести реформы, чтобы выстоять на мировом рынке".
Райнер Зеле в свою очередь однозначно поддерживает требования фирм, входящих в Германо-российскую внешнеторговую палату. Это, в частности, прозрачность действующих норм, например, в отношении сертификации товаров, равенство шансов российских и зарубежных фирм, четкие таможенные правила, противодействие коррупции.
Но даже, если надежды немецких предпринимателей на вступление России в ВТО пока не оправдались, уходить с российского рынка они не собираются. Свои коммерческие успехи на нем в текущем году, заметил Зеле, они оценивают "умеренно позитивно", а в 2014 ожидают дальнейшего роста оборота и прибылей.
Что немецкому бизнесу нужно в первую очередь, заявил он, так это хорошее сопровождение экономических связей путем улучшения политических отношений между двумя странами. "Мы надеемся и ожидаем, что сибирские морозы в двусторонних отношениях, - лирически завершил свое выступление Райнер Зеле, - сменятся атмосферой добросердечной германо-российской политической дружбы".
Источник: Русская служба DW