Президент делает эпохальные заявления о поместной православной церкви, премьер анонсирует выход на парламентские выборы с собственной командой, министр внутренних дел наводит мосты в западных столицах.
Предварительные ласки исчерпаны, переговоры о совместном политическом будущем проведены. Стартовала публичная кампания, пишет Валерий Литонинский в №8 Журнала Корреспондент.
Корреспондент неоднократно писал о ходе этих переговоров и об отсутствии прогресса в них. Провалилась и идея Банковой о создании единой политической силы на базе Блока Петра Порошенко и Народного фронта. А это значит, что не будет широкой политплатформы, которая бы поддержала действующего главу государства на предстоящих президентских выборах.
Идею о широкой платформе убила идея Народного фронта о политической реформе и переходе к парламентской республике с расширением полномочий премьера и уменьшением функций президента. Не помог и нежный шантаж со стороны околопрезидентских спикеров — те сулили роспуск Верховной Рады и досрочные парламентские выборы. И вот главные игроки делают первые большие шаги, повышая ставки в политических торгах.
Церковная карта
Политические эксперты и наблюдатели долго гадали, что же станет ключевой идеей, программным тезисом, вокруг которого Президент Порошенко будет строить свою новую предвыборную кампанию. Так называемое перерезание ленточек — открытие детских садов, школ и отремонтированных помещений — мелко и уже раздражает даже лояльных избирателей.
Бороться с премьером Владимиром Гройсманом за дивиденды от повышения социальных стандартов и темпов экономического роста накладно, к тому же это далеко не самые очевидные и понятные для общества успехи.
Нужна большая громкая победа, сопоставимая с предоставлением Украине безвизового режима с Европейским Союзом. Но эту победу «проехали», пропагандистский эффект (это не ругательство, а циничная откровенная оценка) от нее уже растаял.
Нужен эмоциональный всплеск, олицетворением которого для украинцев будет лично Порошенко, а не кто-то еще. Похоже, на Банковой такую тему нашли — создание в Украине поместной автокефальной православной церкви.
В середине апреля Порошенко объявил об официальном обращении к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить независимость Украинской православной церкви. Вокруг этого проекта Президент развил бурную деятельность. Использовал его для консолидации власти вокруг себя: обсудил с представителями фракций парламента, министрами правительства, обеспечил принятие Радой постановления в поддержку обращения к Варфоломею. Даже на политическом шоу на одном из национальных телеканалов с этой темой выступил.
Рассуждения о канонических нормах и возможных тонкостях процесса оставим экспертам, сосредоточившись на политических последствиях розыгрыша Президентом церковной карты. Порошенко, говоря о создании поместной автокефальной православной церкви в Украине, всегда отмечает, что это было его предвыборным обещанием в 2014 году, и он над этим вопросом все эти годы работал. Отдельно он подчеркивает, что это исторический шаг для государства, важнейший символ независимости и вопрос национальной безопасности. «Поместная автокефальная Украинская православная церковь является ключевым элементом нашей государственности и независимости. Потому что армия защищает украинскую землю. Язык защищает украинское сердце. Церковь защищает украинскую душу», — заявил Порошенко.
При этом Президент особо отмечает, что это также вопрос борьбы с агрессором и «русским миром»: «Речь идет о нашей окончательной независимости от Москвы. Здесь не только религия, здесь — геополитика. А для меня дело утверждения независимой поместной церкви — такого же веса, как уже полученные безвиз и Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Как наша совместная борьба за членство в Евросоюзе и НАТО, которая еще впереди. Это вопрос… и нашей обороны в гибридной войне, потому что Кремль рассматривает РПЦ как один из ключевых инструментов влияния на Украину».
Такой трактовкой Порошенко убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, он надеется на поднятие национального духа, эмоциональный всплеск, который в условиях, когда около 40% населения еще не знают за кого голосовать, подтолкнет их в сторону действующего главы государства. С другой — выбивает почву из-под ног конкурентов, которые топчутся на его электоральном поле, и дает плацдарм для роста рейтингов удобных для себя оппонентов из числа бывших регионалов.
Да, популярность Порошенко все четыре года президентства беспрерывно падает, сейчас рейтинг вообще в низшей точке, больно бьют мальдивские и офшорные скандалы. Но шагом с автокефальной церковью он показывает, что все еще в большой игре, что столь масштабные задачи в стране может решать только он один. И это абсолютно так и есть на самом деле.
А все его конкуренты — прежде всего, Юлия Тимошенко и Олег Ляшко — вынуждены соглашаться с Порошенко и поддерживать его повестку. А по-другому никак, защитником «русского мира» из потенциальных кандидатов в президенты никто быть не рискнет. Ну разве что кроме Юрия Бойко, которому планы Порошенко ослабить влияние Московского патриархата только в плюс играют.
Вместе с тем, конечно, спекуляции на церковных проблемах очень опасны. Этот вопрос может привести к очередному разделу украинского общества, чем не преминет воспользоваться агрессор, который будет до конца защищать интересы РПЦ, а соответственно, и свои интересы на территории Украины. Но и эффект от победы в случае предоставления Украине автокефалии слишком велик, чтобы не соблазниться им. Так Порошенко действительно может войти в историю и обеспечить себе переизбрание на второй срок. Риски очень высоки, но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Как минимум информационный повод Президент уже создал, а вот его наполнением можно заниматься все время, вплоть до самих выборов.
Самостоятельное плавание
Гройсман церковную кампанию Порошенко публично не поддерживал. Видимо, так обозначил свою позицию, что он не против, но следовать в фарватере бывшего шефа не особо хотел бы. И в день, когда Президент выступал в парламенте с программной речью по поводу автокефалии, и вовсе разразился сенсационным заявлением. «Я хочу бороться за Украину и буду участвовать в очередных парламентских выборах. Также я хочу привести с собой преданных людей, которые конкретными решениями и шагами будут менять Украину», — написал Гройсман на своей официальной странице в Twitter.
Такое заявление Гройсмана — еще одно подтверждение того, что на парламентские выборы власть пойдет минимум двумя колоннами. А то и тремя. Заявление было сделано аккурат в разгар активности Порошенко вокруг церкви, как бы в противовес ему. Читая между строк, можно увидеть парирование от премьера: вы начинаете предвыборную кампанию, и я тоже. При этом Гройсман не сжигает мосты окончательно. «Привести с собой преданных людей» можно и из команды БПП, и из Народного фронта, с которым у премьера отличные отношения, и даже из собственной политической силы, о строительстве Гройсманом которой последнее время много разговоров.
Отношения между Президентом и премьером подернулись ледком не вчера. Излишняя самостоятельность Гройсмана претит Банковой уже больше года. Премьер набрал аппаратный вес, нашел политических союзников в лице Народного фронта и больше не хочет быть просто человеком, подносящим патроны Порошенко. У Гройсмана своя игра, свои реформы, позитивом от социальных успехов правительства и наметившегося экономического роста он ни с кем делиться не намерен.
Команду Президента это слегка бесит: в их понимании Гройсман должен работать на Порошенко и его рейтинг, быть его персональным VIP-агитатором. К этому премьера последнее время и пытаются склонить. Последний аргумент — запугивание отставкой. Инструмент — заслушивание годового отчета правительства в Раде и перспектива досрочных парламентских выборов. Но тут Гройсману снова подыграл Народный фронт. В парламенте благодаря усилиям «фронтовиков» вопрос об отчете правительства так и не рассматривали, и неизвестно, когда вообще рассмотрят. А про досрочные выборы и Гройсман, и спикеры НФ единогласно заявили: нет необходимости, не время.
Встреча Президента с министрами, поводом для которой стала церковная тематика, по сути, была еще одной попыткой Порошенко заручиться поддержкой Кабмина перед выборами. На ней было много слов о единой команде и слаженной работе вертикали власти, но по итогам даже совместное заявление для прессы согласовать не удалось. Зато премьер опять вспомнил о необходимости конституционной реформы и увеличении полномочий Кабмина.
Почему Гройсман не спешит безоговорочно поддерживать Порошенко перед выборами? Версии разные. То ли он торгуется, выбивая больше преференций. То ли чувствует свой собственный политический вес, готовясь к самостоятельному плаванию.
Ведь стартовые позиции у Гройсмана действительно превосходные — близкие к премьеру люди сейчас занимают крайне выгодные позиции в системе государственного управления. Еще он активно работает с региональными элитами, что крайне важно ввиду предстоящих выборов. Такой тыл вполне может обеспечить заход на парламентских выборах серьезной фракции в Верховную Раду. Если дружественная премьеру политсила сумеет сформировать сильную полевую команду под обеспечение избирательного процесса на местах.
Плюс у Гройсмана есть поддержка Народного фронта, который ради сохранения своего места в верхней политической лиге может переформатироваться под действующего премьера. В последнее время активизировался и один из лидеров НФ, министр внутренних дел Арсен Аваков. Он ворвался в информационное поле с заявлениями о том, что Порошенко не может быть единым кандидатом от власти на выборах, и собственной программой по реинтеграции Донбасса.
И как раз во время заявления Гройсмана Аваков находился в США. Заокеанская командировка — верный признак возросших политических амбиций. По одной информации, в Штатах министр внутренних дел лоббировал как раз интересы Гройсмана как альтернативного Порошенко украинского лидера, по другой — выстраивал собственные отношения с Западом.
Накануне по Порошенко прошелся и олигарх Игорь Коломойский, хороших отношений и общения, с которым Аваков не скрывает. Коломойский заявил, что Порошенко не суждено переизбраться на второй срок, и поддерживать его кампанию владелец телеканала 1+1 не будет. У Коломойского и Порошенко, конечно, давние счеты. Но в Украине традиционно кого поддерживает крупный системный бизнес, тот выборы и выигрывает.
Тем временем, пока Аваков разъезжает по заграницам и играет в большую политику, у вверенного ему ведомства снова возникли проблемы. На этот раз при полном попустительстве правоохранителей националисты сожгли лагерь ромов в центре Киева. Правозащитники в шоке, радикалы собираются продолжать рейды по местам расселения цыган, а в полиции просто пожимают плечами.
А не под диктофон осведомленные люди поговаривают, что эксцесс вокруг визита ромского сообщества в Киев создает негативный репутационный фон министру внутренних дел и даже министру инфраструктуры (что творится при участии ромов на Центральном железнодорожном вокзале, можно узнать самостоятельно). Оба министра — от Народного фронта, полное раздолье для конспирологов.
Новый кассетный скандал
Еще один удар по Президенту пришелся из-за границы от беглого народного депутата и бизнесмена Александра Онищенко. Подозреваемый в махинациях в Украине нардеп развернул на Западе целую кампанию по дискредитации Порошенко: выпускает книгу о коррупции действующего главы государства Петр Пятый. Правдивая история об украинском диктаторе и продолжает пугать записями разговоров с Президентом, которые он якобы сделал в его кабинете.
От слов Онищенко наконец-то перешел к делу и опубликовал первую запись предположительно беседы с Порошенко. В ней человек с голосом, похожим на Онищенко, пытается договориться о закрытии уголовных дел против компаний бывшего министра экологии Украины времен Виктора Януковича Николая Злочевского и предлагает взятку. Человек с голосом, похожим на Порошенко, обещает подумать и подтверждает, что на его предприятия Злочевский уже бесплатно поставил газа на $10 млн.
В Администрации Президента запись назвали фейком. Украинских правоохранителей она тоже не особо возбудила — в НАБУ пообещали проверить ее, если Онищенко предоставит оригинал, чего он, конечно, не сделает. О юридических последствиях такого вброса для Порошенко вообще говорить сложно, ведь мы помним на примере пленок Николая Мельниченко об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, что таким образом собранные факты не могут быть доказательствами в суде.
Но репутационные потери у Президента от деятельности Онищенко могут быть. Своими записями беглый нардеп, во-первых, пытается обезопасить себя. НАБУ готово передать в суд дело о газовых махинациях Онищенко, и, чтобы оставаться на Западе, свободно там жить и передвигаться, нардепу нужно доказать, что дело против него политически мотивировано. Записи разговоров — идеально ложатся в эту канву. Во-вторых, пленки Онищенко торпедируют Порошенко на самом старте избирательной кампании, когда рейтинг и так никудышный, шлейф от Мальдив еще не улегся, а теперь еще и прямые обвинения в коррупции подоспели.
На Банковой в отношении записей Онищенко вновь выбрали тактику замалчивания и спуска темы на тормозах. Так же было со скандалами об отдыхе и офшорных расследованиях. Национальные телеканалы о пленках беглого нардепа не вспоминают, в АП об этом тоже лишний раз не говорят, чтобы не привлекать внимание и не ворошить проблему. Официально — фейк и все. Вот только стоит упомянуть, что все дела против компаний Злочевского в Украине все-таки действительно успешно закрыли.
Существует версия, что о пленках Онищенко в курсе на Западе и в случае чего могут их использовать для давления на украинского Президента. Дескать, беглый нардеп поделился информацией с правоохранителями США.
Хотя у Запада и без записей с наручных часов олигарха хватает рычагов влияния на нынешнюю украинскую власть. Особенно если учитывать то, что отечественные чиновники в западную жизнь интегрированы гораздо глубже, чем государство в целом. Там живут их семьи, там рождаются их дети и даже получают иностранное гражданство. Накануне журналисты обнаружили в Лондоне квартиру министра финансов Александра Данилюка. Хотя в своей декларации о наличии недвижимости в элитном районе столицы Великобритании министр не упомянул. Впрочем, Данилюк эту информацию категорически опроверг. Ждем продолжения исследований.
А супруга министра инфраструктуры Владимира Омеляна отправилась рожать ребенка в Соединенные Штаты. Когда этот факт стал достоянием общественности, Омелян пытался убедить украинцев, что так вышло случайно, и вообще в Штатах может бесплатно родить любой желающий. Министра тут же уличили во лжи — чтобы родить бесплатно в Нью-Йорке нужно получить страховку Emergency Medicaid для малоимущих. Претендовать на такую страховку можно, только если общий доход семьи из трех человек меньше $3.395 в месяц, из четверых — $4.100, то есть в год — это около $49 тыс. заработка на семью. Согласно декларации, доходы Омеляна и его жены в 2017 году составили 2,3 млн грн, что эквивалентно приблизительно $91 тыс. по нынешнему курсу. Так что под категорию малоимущих семья министра явно не подпадает.
К чему такое внимание ко всем этим полубытовым скандалам? А это закладка мин под будущую избирательную кампанию. Время придет — всякое лыко вставят в строку.