Фото: АР
Южная Осетия предъявляет территориальные претензии Грузии
Непризнанная республика Южная Осетия предъявила Грузии территориальные претензии, не дождавшись ответа на свое предложение приступить к делимитации и демаркации границы.
Об этом в четверг, 11 марта, сообщает российская газета Время новостей.
Полномочный представитель южноосетинского президента по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев заявил, что непризнанная республика начинает самостоятельно устанавливать столбы, фиксирующие прохождение "государственной границы".
В Тбилиси, где Абхазию и Южную Осетию рассматривают как ”оккупированные территории”, подобные планы называют ”провокацией”.
При этом Цхинвали заявляет о намерении вернуть себе ”исконно осетинские территории”.
”Нашу территорию перекраивали едва ли не каждые пять лет на Ленингорском (Ахалгорском) направлении, в Цхинвальском и Дзаусском (Джавском) районах”, - утверждает Чочиев.
Между тем, глава грузинского Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе уже заявил, что затеянные Южной Осетией процессы ”очень опасны и создают новую конфликтную ситуацию”.
”По моим данным, Цхинвали претендует на весь Казбегский район Грузии [сопредельный с Северной Осетией], - пояснил эксперт. - Можно вспомнить и прежние заявления президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты о том, что грузинские курорты Боржоми и Бакуриани - это тоже Южная Осетия”.
По словам грузинского эксперта, ”в Северной Осетии тоже активно формируют такое общественное мнение, что Южная Осетия - это больше, чем она есть на самом деле, об этом пишут в тамошних СМИ, издают атласы”.
”Наши власти должны активнее на это реагировать, но пока я должного внимания к этому тревожному вопросу не замечаю”, - добавляет Арешидзе.
В Тбилиси ранее уже дали оценку заявлениям Чочиева. Заместитель главы МИД Грузии Нино Каландадзе заверила, что никаких внутренних границ в Грузии не будет.
"Мы не рассматриваем заявления Чочиева ни как провокационные, ни как важные. В Грузии не будет никаких границ", - заявила Каландадзе.
"К сожалению, де-факто обстановка складывается так, что юрисдикция Грузии пока не распространяется на всю территорию страны. Но несмотря на это, никакая так называемая "демаркация" и установка пограничных столбов сепаратистами не имеют юридической силы. Внутри Грузии никаких границ не существует и не будет существовать, с учетом принципов международного права", - пояснила Каландадзе.
Охрана южноосетинской границы с Грузией в настоящее время осуществляется пограничниками России и Южной Осетии. Соответствующее соглашение в апреле 2009 года подписали российский президент Дмитрий Медведев и югоосетинский лидер Эдуард Кокойты.
Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии в 2008 году после военного конфликта с Грузией. Кроме Москвы их новый статус признали Венесуэла, Никарагуа и Республика Науру. Грузия настаивает, что непризнанные республики входят в ее состав.
В сентябре прошлого года независимая комиссия ЕС обнародовала доклад по войне на Кавказе, в котором сказано, что обстрел Цхинвали грузинскими вооруженными силами в ночь с 7 на 8 августа 2008 года положил начало масштабному вооруженному конфликту, хотя это был лишь кульминационный момент длительного периода нарастания напряженности, провокаций и инцидентов.
При этом авторы доклада заявили, что "большая часть действий российских военных вышла далеко за рамки целесообразных мер по защите" своих миротворцев. В тексте отмечается, что все стороны конфликта, в том числе российские, грузинские и югоосетинские войска, нарушили международные законы о правах человека.
В январе 2010 года правительство страны одобрило стратегию в отношении Абхазии и Южной Осетии. Документ называется Участие путем сотрудничества и предусматривает только мирные методы урегулирования конфликта.