"Недавняя победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах - это одновременно и хорошая новость и тревожное предвестие встающих перед ним проблем", - пишет бывший советник Маргарет Тэтчер Джон ОСалливан в статье, опубликованной Gulf News, Объединенные Арабские Эмираты.
Недавняя победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах - это одновременно и хорошая новость и тревожное предвестие встающих перед ним проблем. Сложно понять? На самом деле, не сложно.
Это отличная новость по вполне очевидным причинам. Во-первых, она означает, что кандидат, получивший большинство голосов, будет формировать следующее правительство Украины. Такое правило должно действовать везде. Должно, но не всегда действует. Во-вторых, предыдущий этап выборов, который был сфальсифицирован, "не сработал", потому что украинское гражданское общество, то есть негосударственные институты, такие как политические партии, независимые средства массовой информации и добровольные общества оказались достаточно сильными, чтобы отвергнуть их результаты. Большие толпы сторонников "оранжевой революции" использовали мирное противостояние, чтобы воспрепятствовать работе правительства и привлечь внимание всего мира к столице Украины Киеву.
Вкупе с международным давлением это противостояние вынудило коррумпированный посткоммунистический политический "истэблишмент" Украины отказаться от Януковича и провести честные выборы. Такая сила гражданского общества означает, что украинская демократия - это всерьез и надолго. В будущем украинское правительство не станет пытаться "украсть" выборы.
Некоторые западные критики, главным образом с левого фланга минувшей холодной войны, но иногда и правые антиглобалисты, такие как Пэт Бьюкенен, с подозрением относятся ко всему этому. Они осуждают оранжевую революцию, называя ее "постмодернистским заговором", осуществленным Америкой посредством таких институтов, как Национальный фонд за демократию, и такими методами, как опросы на выходе с избирательных участков, обучение мирному сопротивлению, заявления о поддержке со стороны Соединенных Штатов, Европейского Союза и западных наблюдателей за выборами.
Эти люди расценивают такие вещи как вмешательство во внутренние дела другого государства. Но что в этих вещах конкретно является противозаконным? Результаты опросов на выходе дали более верный результат, чем сфальсифицированные итоги голосования. Акции гражданского неповиновения проводили сами украинцы, и если бы они не были обучены западными неправительственными организациями, то возникла бы реальная опасность насилия и гражданской войны.
И все эти акции в поддержку справедливых и честных выборов нельзя сопоставить с гораздо более мощной поддержкой, которую оказал российский президент Владимир Путин выборной подтасовке Януковича и пророссийским правящим кругам. В свете этих фактов западная критика оранжевой революции кажется просто выражением враждебности в отношении самого Запада и в отношении постепенного распространения западных идей и институтов все дальше на территорию бывшего советского блока. Вполне понятно, почему левые чувствуют ностальгическое отвращение к таким событиям.
Большой разрыв
Но в поддержку чего выступает Бьюкенен? Третий положительный аспект состоит в том, что победный отрыв Ющенко в 9 процентов, с учетом того, что голосовали 77 процентов избирателей, и почти ни один из наблюдателей не отметил нарушений, достаточно велик, чтобы раз и навсегда поставить точку в этих выборах. Лагерь Януковича заявляет, что подаст в суд апелляцию о нарушениях, однако похоже, что делать это он будет ради проформы, чтобы спасти лицо своего кандидата.
А теперь давайте повернемся в сторону от положительных моментов и взглянем на тревожные аспекты выборов. Новый президент должен будет примириться с тем, что ему придется управлять расколотой страной.
Его оппонент получил 43 процента голосов. Кроме того, надо будет решить и такой вопрос: пойдет ли Ющенко на внесение поправок в конституцию, для восстановления в полной мере своих президентских полномочий? Что будет, если восточные области Украины попытаются отделиться? Нужно ли пересматривать программу приватизации, в которой усматривается масса злоупотреблений? Вот вопросы, которые будут раскалывать нацию. Однако есть и хорошие предзнаменования.
На всем протяжении месячного кризиса обе стороны демонстрировали сдержанность и решимость избежать гражданской войны. Видные сторонники Януковича из индустриальных областей восточной Украины уже зондируют почву для сближения с новым президентом. Звучавшие ранее угрозы восточного отделения сегодня затихают. В целом правящие круги Украины явно пытаются продемонстрировать, что страна сохраняет стабильность, и в этих условиях мировое сообщество и иностранные инвесторы могут доверять Украине. Украинцы, предоставленные сами себе, разрешат свои внутренние споры - с обычной демократической смесью громких выкриков, ярости и компромиссов.
Но оставят ли их в покое? Ориентация Украины - это как внутренний, так и международный вопрос. Существует общее мнение, что восток Украины тянется к России, а запад - к Европе. Все это так. Однако не следует забывать результаты социологических опросов, которые показывают, что большинство рядовых украинцев хочет хороших отношений как с Россией, так и с Западом. И они правы.
Чисто с украинской точки зрения имеет смысл поддерживать тесные связи с российской экономикой, и в то же время наращивать более тесную экономическую интеграцию с Западом. В конечном итоге, через много лет Украина может вступить в Европейский Союз и даже в НАТО, став полноправным членом евроатлантического сообщества.
Проблема состоит в том, что Путин и Россия смотрят на такой вариант развития событий как на стратегическую угрозу. По личному престижу Путина уже нанесен удар, так как в Украине он поставил не на ту лошадь. Ему будет труднее осуществлять свою политику восстановления власти России в зоне ее интересов, если Украина выпадет из обоймы. Он даже может столкнуться с политической угрозой, если "вирус оранжевой революции" распространится на Россию и расшатает его авторитарный режим. Однако первым результатом таких тенденций скорее всего может стать закручивание гаек в самой России. И у Путина есть большое преимущество для оправдания таких действий: большинство россиян, похоже, разделяют его опасение в том, что украинская оранжевая революция была заговором Запада против их страны.
В своей статье в Интернет-журнале The Globalist Айра Строс (он смог многое предвидеть в развитии украинского кризиса) отмечает, что антизападная паранойя распространяется по всей России с одобрения кремлевских политтехнологов. Россияне клюют на удочку того, что Запад якобы осуществил "постмодернистский заговор" в Украине в целях ослабления России. И они будут расценивать любые шаги Украины в направлении Запада как попытку уничтожить Россию как великую державу. Если в оценках Бьюкенена и есть доля истины, она состоит в том, что с разозленной Россией, обладающей ядерным оружием, надо обращаться осторожно.
Однако это не означает, что Россия может сохранить статус великой державы, формируя имперские отношения со своими соседями на недемократической основе. Если она будет предпринимать такие попытки, страны подобные Украине станут уходить все дальше на запад. В этих обстоятельствах Америка и Европа должны дать ясно понять, что и сама Россия в отдаленной перспективе станет кандидатом на вступление в ЕС и НАТО и сможет играть ведущую роль в евро-атлантическом сообществе. Безусловно, чтобы выполнить условия для членства в НАТО и ЕС, России придется избавиться от своих имперских заблуждений. Но в обмен на чисто психологическую потерю она может обрести реальную власть и влияние. Чтобы устранить все подозрения в том, что это какой-то стратегический трюк, мы могли бы даже пойти на то, чтобы предложить России и Украине вступить в европейские структуры одновременно.
Такая трансформация международной роли России может потребовать, чтобы российский лидер был более оранжевого оттенка, нежели Путин. Или если Россия останется "управляемой демократией", может быть, ей потребуется некий толчок извне? Например, поход Китая на ее пустые восточные границы?
Джон О"Салливан, бывший советник Маргарет Тэтчер, является редактором The National Interest и членом правления Benador Associates.
Перевод ИноСМИ.Ru
Оригинал публикации: Ukrainian democracy is here to stay