Редеют ряды президентов на праздновании 9 Мая в Москве, - пишет Борис Волхонский в статье "Виктор Ющенко вернется к своим ветеранам", опубликованной 28 марта в российском издании "КоммерсантЪ".
В субботу президент Украины Виктор Ющенко поставил точку в вопросе своего участия в торжествах в Москве 9 мая по случаю 60-летия Победы: он приедет на саммит СНГ 8 мая, но День Победы отметит на Крещатике в Киеве вместе с украинскими ветеранами войны. Таким образом, президент Украины пополнил ряды лидеров бывших советских республик, отказавшихся принять участие в торжествах в Москве, а само это мероприятие явно не будет иметь того пропагандистского эффекта, на который рассчитывало руководство России.
"Я себя буду не очень ловко чувствовать, когда наши украинские ветераны будут праздновать великую Победу здесь, в Киеве, а я в это время буду в Москве", - сказал в субботу украинский президент. Но при этом Виктор Ющенко обещал, что все-таки прибудет в Москву накануне, 8 мая, когда здесь состоится неформальный саммит СНГ, и выразил надежду, что его решение "поймет и господин президент Владимир Владимирович Путин, и другие коллеги". Ранее, 18 марта, в интервью "Интерфаксу" украинский президент излагал несколько иную программу своих действий на юбилейные дни: по этой версии, он должен был сначала отпраздновать День Победы на Крещатике, а затем на несколько часов прибыть в Москву.
Как бы то ни было, президент Украины пополнил собой список лидеров бывших советских республик, отказавшихся принять участие в торжествах в Москве. Ранее, 7 марта, от приезда в российскую столицу отказались президенты Литвы и Эстонии Валдас Адамкус и Арнольд Рюйтель. Пока не решен окончательно вопрос в других столицах, но, по информации Ъ, число "отказников" может дойти до половины общего числа президентов постсоветских стран.
При этом у каждого из лидеров формально свои резоны для отказа. Так, лидеры стран Балтии объясняют его тем, что для их народов вторая мировая война закончилась не в 1945 году, а в начале 90-х - когда были выведены "оккупационные" войска. При этом на решении президентов Литвы и Эстонии не сказалось то, что они упустили возможность лишний раз встретиться с большим числом мировых лидеров. Проблема была решена просто: 6 мая по пути в Москву в Ригу прибывает президент США Джордж Буш, и там же состоится саммит США-Балтия.
Президент Грузии Михаил Саакашвили (который, судя по последним сообщениям из Тбилиси, также не намерен приезжать в Москву) ссылается на то, что и ему надо подготовиться к визиту президента США Джорджа Буша, прибывающего в Тбилиси 10 мая - по завершении торжеств в Москве.
Судя по сигналам, поступающим из Баку, президент Азербайджана Ильхам Алиев тоже может отказаться от участия в саммите СНГ и торжествах по случаю Дня Победы в Москве. Тут проблема несколько иная: в Москве очень рассчитывали воспользоваться этим поводом, чтобы усадить азербайджанского президента за стол переговоров с его армянским коллегой Робертом Кочаряном по проблеме Нагорного Карабаха. Но в Баку в последнее время все чаще скептически высказываются по поводу того, как идет процесс урегулирования этой проблемы, и, похоже, не готовы к разговору на высшем уровне.
В итоге пропагандистский эффект от предстоящего мероприятия может оказаться гораздо меньшим, чем рассчитывают в Москве. А в Кремле собирались придать торжествам по случаю 60-летия Победы еще больший размах, чем 300-летию Петербурга.
При этом даже многие лидеры тех стран, которые подтвердили свое участие в торжествах в Москве, намерены добавить к торжествам ложку дегтя. Так, польский президент Александр Квасьневский собирается поставить перед российским руководством вопрос об осуждении пакта Молотова-Риббентропа, который сделал возможными германскую агрессию против Польши и раздел страны, а также намерен разъяснить позицию Варшавы по ялтинским соглашениям 1945 года, разделившим Европу на два противоборствующих лагеря.
Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, единственная из лидеров стран Балтии, прибывающая в Москву, делает это с явной неохотой. Причиной этому, с одной стороны, желание улучшить непростые отношения с Россией, а с другой - накопившиеся в этих отношениях проблемы, решить которые за день-два пребывания в Москве просто невозможно. Во всяком случае, политическая декларация об основах взаимоотношений подписана не будет, а на это в Москве очень рассчитывали.
И наконец, весьма проблематичным представляется участие в московских торжествах премьера Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Пару недель назад СМИ сообщили, что японский премьер отказался приехать в Москву, сославшись на то, что торжества совпадают по времени со второй половиной сессии парламента. Видимо, эта отговорка показалась неубедительной даже для самих японских властей, и МИД Японии тут же выступил с опровержением, отметив, что вопрос пока окончательно не решен. Судя по всему, он решается до сих пор и Токио никак не может определить, что больше соответствует его интересам - жест доброй воли или демонстрация твердости в споре о северных территориях.