"Украинские СМИ достаточно активно обсуждают место и роль московских политтехнологов на украинских парламентских выборах, которые состоятся в марте будущего года", отмечает журналист СМИ.ru Евгения Абрамова. По мнению автора, наличие российских стратегов в украинском поле оценивается украиснкими СМИ как один из ведущих факторов, оказывающих влияние на ход предвыборной кампании.
Украинские СМИ достаточно активно обсуждают место и роль московских политтехнологов на украинских парламентских выборах, которые состоятся в марте будущего года.
Как выяснили украинские журналисты, некоторые украинские политические партии сотрудничают с некоторыми московскими PR-конторами. "Гуманитарная пиаровская помощь из России, о которой так долго говорили отечественные и зарубежные СМИ, уже начинает поступать на украинскую территорию" (Бизнес-Время, Днепропетровск, 11.10, Андрей Соколов). Сотрудничество вызывает массу вопросов, предположений и опасений, а также как это ни странно, и надежд.
Более того, наличие российских стратегов в украинском поле оценивается как один из ведущих факторов, оказывающих влияние на ход предвыборной кампании в Верховную Раду наравне с влиянием российских СМИ, корпоратизацией украинских масс-медиа и активным участием административного ресурса (Зеркало недели, Киев, 06.10, Дмитрий Выдрин).
"Зеркало недели" при этом собирает практически все претензии к мастерам PR из России.
"Мне пока неизвестны примеры успешной и результативной работы московских команд. В принципе особых результатов от них, очевидно, нельзя ожидать, поскольку, в конечном счете, у них всегда есть "железная отмазка" от любых претензий и обвинений своих киевских патронов. Это, прежде всего, ссылка на недофинансирование тех или иных избирательных проектов.
Другим фактором их низкой результативности является вторичность и неадаптированность того концептуального продукта, который предлагается украинским потребителям. Пока не было случая, чтобы московские команды предоставили нам какой-либо инновационный избирательный проект. Как правило, все это некие ремейки бывших российских политических баталий, и их реализация на украинской земле оставляет лишь ощущение дежа вю.
Кстати говоря, все избирательные проекты и как бы концепты (здесь это слово-паразит будет, наверное, уместным) москвичей можно условно разбить на три вида. Первый назвать - "Большой шум". Он включает в себя различные шумные предвыборные мероприятия типа массовых молодежных тусовок, концертов, биеннале, хэппинингов, выставок и, короче, всего того, что входит в набор типичной российской избирательной кампании, которая всегда традиционно рассматривается как большой балаган.
Второй вид концептов характеризуется понятием "Гиперактивность" (еще ее можно ласково назвать проектами типа "зайчик Дюрасель"). В такого рода проекты включаются все виды стимулирования (алчность, зависть, тщеславие, амбиции, алкоголь, женщины и т.д.), с помощью которых раскручиваемого политика доводят до состояния гиперактивности. В этой ситуации он, делая политических телодвижений на порядок больше, чем его противники, умудряется за счет голой статистики среди неверных предвыборных ходов сделать и какие-то эффективные.
Третий вид можно назвать "Мелкие подлости". Это, когда запускаются те или иные интриги против конкурентов, но не по крупному, а по мелкому, и сразу в большом количестве. Технология заключается в том, что в условиях цейтнота предвыборной гонки оппонент имеет возможность отвечать только на крупные "наезды", но не имеет желания, времени и возможности реагировать на дробные и многочисленные мелкие провокации и инсинуации.
Вот, собственно, и весь, обобщенно говоря, набор московских избирательных технологий. Тем не менее, какое-то воздействие российской политической ментальности и стилистики через данный механизм все же осуществляется.
Главное же то, что наличие в арсенале наиболее "крутых" политических партий некоего тайного российского оружия добавляет партиям и их лидерам существенную толику уверенности, точнее, самоуверенности, и придает им законченный олигархический шарм. (Я бы оценил потенциал воздействия российских технологов примерно от 1 до 2% в плюс (естественно, относительно к общему избирательному потенциалу партии) или от 4 до 5% в минус от актуального реального рейтинга того или иного политика или партии.)".
Наиболее часто повторяется тезис о том, что московские политтехнологи "впаривают" нашему народы московскую уцененку" (Киевский телеграф, 09.10, Сергей Мустафин). "Варяжские гости" зачастую просто "режут капусту", не очень обращая внимание на потребности клиента. Знакомясь с материалами одной неудачной избирательной кампании, осуществленной крупным московским агентством, я с удивлением обнаружил, что российские специалисты ухитрились даже не выяснить, как называется украинский парламент" (ForUm, 09.11, Василий Стоякин).
Объясняя причины, по которым случилось это небескорыстное паломничество в украинскую землю московских людей, СМИ пишут, что, во-первых, в России уже не развернуться, ближайшие выборы пройдут не скоро. "Cтало быть, пиаровские конторы Белокаменной если и не столкнулись с серьезной проблемой трудоустройства, то, по крайней мере, высвободили свои основные силы и ресурсы на достаточно большой срок" (Бизнес-Время, Днепропетровск, 11.10).
Во-вторых, в отношении отечественных технологов существует подозрение, что они выпускают некачественный продукт. "А лучше будет, если мы прогадим эти выборы, если наймем плохих украинских технологов? Найдите, покажите мне хоть одних украинских технологов, которые по качеству сейчас равны хорошим европейским, американским или российским технологам" (Инна Богословская, Украинская правда, 29.10).
В-третьих, несмотря на претензии к "московским", они все-таки "поднаторели в предвыборных проектах" (Киевский телеграф, 05.11, Дмитрий Скрябин). Тем более, что "большую часть своего времени варяги тратят на то, чтобы отгонять аборигенов, которые намереваются занять их место" (Там же). К тому же, россияне сделают действительно классный избирательный проект, и деньги не будут потрачены на PR-шаманство.
И, наконец, в этом виноваты и украинские политики, непомерные амбиции которых могут удовлетвориться только "непомерными амбициями московских имиджмейкеров" (День, Киев, 08.08, Денис Жарких).
Что касается описания деятельности украинских политтехнологов, то, помимо отрицательного отношения тех, кто уже сделал ставку на московских, украинские СМИ отмечают и позитивные моменты. Так вот, прежде всего, украинские пиарщики - мастера "качественного компромисса", потому что "какое конструктивное большинство может сложиться из тех, кто оттопчет друг другу в предвыборной борьбе все ноги?" (Киевский телеграф, 10.09).
Кроме того, "значительная часть украинских политтехнологов несамостоятельна, и они нередко работают только на одного заказчика - политика или партию" (ForUm, 11.09). Да и настроены они по отношению к политикам более скептично и "более склонны говорить правду, а значит, угнетать боевой дух и попасть в немилость" (День, Киев, 08.08).
Итак, кто кого обслуживает?
Партия "Трудовая Украина" - Школа культурной политики под руководством Щедровицкого.Социал-демократическая партия Украины (объединенная) - Фонд эффективной политики под руководством Павловского.Партия Регионов - "Никколо М"."Наша Украина" - неназванные американские или польские консультатнты.
"Нокколо М" СМИ не обсуждают по пока непонятным причинам, зато за Щедровицким и Павловским следят довольно пристально. Причем, судя по публикациям, украинские СМИ искренне интересуются, чем занимались обе пиар-конторы, какая у них репутация в России, а также каких действий от них можно ожидать в рамках предвыборной кампании.
Щедровицкий
Издание "Бизнес-Время" подробно описывает, чем занимался Щедровицкий чуть ли не с 50-х годов и резюмирует его деятельность так: его команда "занимается "социальным проектированием". Проект рождается в уме технолога. Это не обязательно победа на выборах. Более того - победа на выборах никогда не является самоцелью. Социальный проект - это долгосрочная программа, которая предусматривает создание того образа общества, который нужен заказчику. ... Из всех российских политтехнологий метод Щедровицкого наиболее гуманный, стратегический и менее всего подвержен влиянию черного пиара. Вопрос о его эффективности - отдельный. Тут нужно исследовать каждый отдельный случай" (Бизнес-Время, 11.10).
Отдельным случаем как раз занимаются другие издания, которые проверяют если и не метод Щедровицкого, то уж точно запущенную им в украинские СМИ идею под названием "либерализм".
"ForUm" (02.10) расследует появление "либерализма" и выясняет, что Агентство гуманитарных технологий, владельцем которого является г-н Пинчук, состоящий в "Трудовой Украине", публикует на страницах "Киевского телеграфа" (01.01) любопытную статью. В ней формулируются новые "либеральные" ориентиры для украинской политики. Статья является "программной" для последующего идеологического и партийного позиционирования "либерального объединения", в котором буду участвовать Пинчук, Хорошковский и Богословская ("За Единую Украину!", НДП). На выборах либералы способны получить 12-15% голосов украинских избирателей. Название - Новая либеральная сила.
Соответственно, напрашиваются аналогии с российским СПС, победу которого "ковал" тот же Щедровицкий. Богословская в объединении будет выполнять роль Хакамады.
К тому же, "ForUm" приводит пример с проектом Социально-либеральным объединением (СЛОн), который провалился на прошлых парламентских выборах, в том числе из-за электорального поля, которое вроде и составляет более 5%, но его не удалось мобилизовать. СЛОн был ориентирован на "интеллигенцию, главным образом русскоязычную. Людей, для которых либерализм, права человека, культурные ценности - не пустой звук" (Погребинский, там же).
Спустя время, судя по интервью Богословской газете "День" (17.10), от проекта отошел Пинчук, и Новая либеральную силу остались представлять Хорошковский и украинская Хакамада. В блоке НЛО будет четыре партии, по выражению журналистов газеты, "законсервированные", которые кроме названий и регистрации больше ничего не имеют, в частности, Конституционно-демократическая партия (глава - Владимир Золоторев) и Либерально-демократическая партия Украины (глава - Игорь Душин).
Пинчук же, собравшись баллотироваться по мажоритарному округу, вовсе не выпал из круга "либерального объединения", а собирается создать "Новую/Нашу силу", вероятно, также сотрудничая через Агентство гуманитарных исследований с Щедровицким.
Однако в целом, по мнению газеты "Новый век" (Киев, 13.10, Александр Марченко), "украинский либерал скорее мертв, чем жив".
Павловский
Что касается деятельности Павловского, тот тут украинские СМИ не находят каких-то новых для Украины идеологий, тем более, что и искать их не надо, т. к. ФЭП сотрудничает с вполне устойчивой партией - СДПУ (о).
Украинские СМИ скорее интересует связь Павловского с Кремлем и то, как это может повлиять на Украину в целом. Павловского именуют кремлевским "придворным" технологом (День, Киев, 11.09), отчего его шаги рассматриваются как угроза украинской независимости. "Украинская правда" (11.10), разобралась с перемещениями сообщения с требованиями лидера СДПУ (о) Медведчука, в котором он требовал отставки высшего военного руководства страны, ответственного за гибель ТУ-154, из Киева в Москву. И сделала вывод: "У изданий ФЭП Страна.ru и Украина.ru текст заявления Медведчука был раньше, чем он стал достоянием гласности. И автором заявления, которое было вложено в уста первого вице-спикера украинского парламента, является российский Фонд эффективной политики". В конце концов, у "Украинской правды" появилось страшное подозрение: "А вдруг Павловский, кроме того, что советы раздает, через форточку эс-деков еще и в украинскую государственную политику влазит. А Павловский, для тех, кто не понял, является синонимом слову "Кремль".
В качестве резюме можно зафиксировать следующее: украинские СМИ весьма критически высказываются в адрес администрации президента и ее активного участия в избирательной кампании, при этом признается, что преимущество всегда будет на стороне того, кто получил в свое распоряжение административный ресурс в любом виде. В этой двухсубъектной схеме "АП - кандидат" политтехнологи, в том числе и московские, судя по тому, что пишут украинские СМИ, не участвуют.