UA
 

Известия: Вопли Видоплясова. Мы как бы чужие, но очень свои

Известия,  6 февраля 2002, 11:44
0
14

Группе "Вопли Видоплясова", родившейся на Украине, выросшей во Франции и ставшей популярной в России, исполнилось 15 лет. Ее создатель Олег Скрипка, написавший "Весну" и прочие хиты, считается коренным украинцем и ярым сторонником всего национального, особенно - мовы. Но, несмотря на свои песни, Скрипка русскоязычен, вырос в Мурманске, в Киев попал случайно и до сих пор несознательно говорит не "в Украине", а "на". Разговор с украинской поп-звездой ведет корреспондент "Известий" Янина Соколовская.

- У нас теперь период под кодовым названием "День народження". Так зовется и наш альбом, и его главная песня, и тур, что мы недавно откатали.

Проехали по городам Украины, нас хорошо принимали, но поездка по провинциям была печальной - дело не только в попсовом сознании украинцев, но и в информационном голоде и тоске по классной песне.

Все заполонили российские эстрадники. Им отдаются лучшие залы, на них продают билеты от 100 долларов. Своих же не знают. Чтоб украинцы их услышали, они должны прийти из Москвы.

- Потому "ВВ" выбрала обходной маршрут через Россию?

- Если бы мы не пели в России, нас бы здесь никто не знал. Но это не значит, что украинской группе легко попасть в Москву. Там работают лишь два с половиной украинских коллектива. Мы, "Океан Эльзы" и "Танок на майдани Конго". Пополнений не предвидится.

Отличным группам типа "Грин грея" российские рекорд-компании ставят заслон. Они выкупают права на альбомы, но не распространяют их - владельцы рынка опасаются его переполнения.

Нам в России отведены два амплуа: ты можешь быть либо народным коллективом, либо попсой. Мы пошли первым путем, у нас национальные мотивы искренне сочетаются с роком, это нереализованная культурная ниша, попав в которую сразу получаешь отклик.

По нашим стопам четко пошел "Океан Эльзы". Прочие подтягиваются параллельными путями, но тоже - в Москву.

- А многие и на коленях ползут.

- Мне тоже предлагали встать на колени перед Филиппом Киркоровым - на съемках украино-российского проекта "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Филипп должен был играть Потемкина, а я - казака Вакулу, подползать к киркоровским сапогам и о чем-то там просить. Я сначала отказался от этой затеи. Передумал, когда выяснилось, что Киркоров будет чертом.

- И вы смогли сказать ему коронную Вакулину фразу: "А в жизни ты еще гаже!" По-моему, она стала единственной искренней за всю картину.

- Мы и не ждали от нее много, это мюзикл, а не художественное кино. Ребята, которые его раскручивали (снимал украинский канал "Интер", показывало российское ОРТ), получили нормальный результат. Особенно если учесть, что гонорар за фильм получил один Киркоров. Предложенные копейки нас не спасли бы, но интересно было посниматься в фильме.

Вообще-то "Вечера" - символический проект, настолько показательна в нем расстановка персонажей - россиян и украинцев, кто на предпочтительном месте, кто на втором.

- Но при этом украинская песня провоцирует на российском рынке новый бум?

- Мы экспериментировали - делали одни и те же песни то на мове, то на русском, и публике нравился украинский вариант.

Хорошая наша группа "Шао бао", работая в Москве, перешла на русский и потерялась, стала в очередь за "Иванушками" и всякими "белками-стрелками". Видимо, это особенность людей, не имевших своей музыки и воспитанных на западной, - все иноязычное мы воспринимаем как "фирму" и больше ценим.

А украинские песни не только фирменно-иностранны, но и понятны по смыслу. Они как бы чужие, но, с другой стороны - свои.

Успех песни на мове исторически понятен. Русские считают нас братьями гораздо больше, чем мы их. Правда, братьями младшими. Мы работаем на чужом музыкальном поле, потому что 99 процентов украинского занято гастролирующими россиянами. В Киеве за ними сложнее пробиться, чем в Москве.

За 15 лет жизни "ВВ" только теперь смогла сыграть единственный концерт на самой большой украинской площадке. До сих пор там солировали только россияне. В украинском песенном буме есть и этнический момент - Москва, видимо, чувствует корни Киевской Руси и стремится к ним, хотя бы музыкально.

На Украине сосредоточены большие российские интересы. Их проводят и приучая народ к нашей песне.

- Вас звали выступать в концертах, посвященных Году Украины в России?

- Нас приглашали в зал "Россия", но все там было настолько государственно-громоздко, что мы отказались.

По-моему, украинский год - чисто политический выбрык. На деле же с нас все четче лепят образ врага. В московском метро к нам подходят люди и спрашивают: "Хохлы, че вы у нас газ воруете?"

Я убежден, что отношение к украинцам обостряется не по музыкальным причинам. Но если Россия перекроет Киеву газовый кран, украинские группы исчезнут с московского рынка.

- Тогда вы легко переориентируетесь на Запад - пять лет работали в Париже, ваши концерты слушают в Португалии и Штатах.

- Легко не переориентируемся. Ведь парижский контракт мы получили после московского рок-фестиваля, где нас увидели французские менеджеры. Только теперь мы вышли на уровень доходов, что был у нас в Париже. До сих пор мы не имеем той плотности концертов, хотя и там, и здесь мы поем на украинском.

Нам помогло то, что мы приехали в Россию не просто из Украины, а через Европу, но туда не легко вернуться. Нас хорошо принимают в Штатах, но и в России - не хуже. И это при том, что ОРТ и РТР для нас закрыты.

- Не сошлись по финансовым и политическим соображениям?

- Мне кажется, что суммы, о которых рассказывают на тех каналах, - легенды. Таких денег никто не даст. ОРТ и РТР для меня - закрытые клановые структуры, в бизнесовые дела которых влезать не хочется.

Да и мы принципиально не платим за свою телераскрутку. С парижских времен нас бесплатно показывает МТВ, на тех же условиях транслируют прогрессивные компании типа "Нашего радио", имеющие сеть по стране. По-моему, этого хватает.

- Ваши коллеги в России жалуются на давление московских компаний, купивших права на их альбомы. У вас было долгоиграющее партнерство с "Гала рекордз", теперь оно разорвано. Вы оказали хозяевам сопротивление?

 - Условия такие: если будешь качать права, контракт с тобой не подпишут и твой альбом гордо погибнет на кухне. Потому, к примеру, мы не получаем процент с продаж наших дисков. "Гала рекордз" мы обещали три альбома, а сделали пять. "ВВ" работала с москвичами, потому что на Украине не было подобных фирм. Теперь они появились, и мы одновременно закончили контракт с украинским "Ростком" и российской "Мистерией звука".

У них теперь выходит наш новый "Мамай". Он украиноязычный, но без межнациональных проблем. Делаем альбом по песням знаменитой "Гражданской обороны", первый тираж вышел 30 января. Самая активная его песня "Попс". Это наш ответ эстрадным "чемберленам" с сомнительной репутацией.

Там тяжелая гитарная музыка и слегка матерный текст. На таком варианте настояла рекорд-компания. За такие песни нас не казнят, но и по радио их не прокрутят, там даже легкий сленг не приветствуется.

- Олег, как вы не маскируетесь за украинскими песнями, сами вы русский по воспитанию и мышлению - мурманскую школу закончили, по Достоевскому группу назвали, да и фамилия у вас не "Скрипко".

- Насчет учился и читал - правы. Да и родился я не на западной Украине, а на слегка русской Полтавщине. Но фамилия у меня самая что ни на есть украинская - хоть и не на "ко", но жизнь для меня и "ВВ" она определила.

ТЕГИ: детский сад
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии