"В Брюсселе постарались спустить на тормозах сенсационное заявление о намерении Украины подать заявку в НАТО на предстоящем в ноябре в Праге очередном саммите военного альянса", пишет в материале из Брюсселя для российской газеты "Время новостей" журналист Александр Минеев.
Очевидно, решение Совета национальной безопасности Украины было рассчитано на внутреннего потребителя, не очень искушенного в юридических лабиринтах устава НАТО и отношений Альянса с внешним миром, в том числе условиях его расширения. Если в Киеве, а отчасти и в Москве, решение совбеза подано как эпохальное событие, то в Брюсселе оно воспринято не более как рутинное подтверждение давно заявленного Киевом политического курса. Мол, Украина и раньше ставила цель интеграции в евроатлантические структуры. Ничего нового. Это ее желание, но танго танцуют вдвоем.
Украина не сказала, что подает заявку в НАТО, объяснил вашему корреспонденту генсек Альянса Джордж Робертсон. И секретарь совбеза Евгений Марчук отметил, что речь не идет об официальной заявке. Это политическое стремление на долгосрочную перспективу. Натовская ориентация Киева, напомнил Робертсон, вполне вписывается в дискуссии, которые НАТО давно ведет в рамках партнерства с Украиной. Эта проблема находится в развитии, и ее еще долго предстоит обсуждать. "Не хотел бы выступать в роли предсказателя будущего, - заметил генсек. - Президент Путин в 2000 году, когда я впервые приехал в Москву, сказал мне замечательную фразу - "шаг за шагом". Сейчас у НАТО есть определенные форматы отношений с Россией и Украиной, и я хотел бы работать в этих форматах. А будущее себя покажет".
Если говорить о претензиях на вступление в НАТО, формально Украина имеет целый ряд "черных меток" |
Напомним, что на саммите в Праге будет сделан выбор в пользу "решительного расширения" НАТО. Приглашения выдадут большинству из девяти кандидатов. Подав заявку, Украина стала бы официальным кандидатом на следующий раунд. Фаворитами пражского саммита считаются три балтийские страны, а также Словения. С точки зрения географической привлекательности определенные шансы имеют Болгария и Румыния. Шансы Словакии зависят от парламентских выборов: в случае победы партии антинатовца Мечьяра Братислава рискует не попасть в ближайший раунд расширения.
Если говорить о претензиях на вступление в НАТО, формально Украина имеет целый ряд "черных меток". Прежде всего состояние демократических свобод и прав человека, не очень ясные отношения с Россией в отношении Крыма и др. Но она не сильно отличается, например, от Румынии. Однако НАТО пока предельно осторожно относится к эмоциональным порывам, которые грозят привести к непредсказуемым изменениям геополитической карты Европы.
Возникает и вопрос, который натовцы стараются замять в отношении кандидатов, уже стоящих на пороге Альянса. А именно: зачем? После создания Совета Россия-НАТО и в преддверии дальнейшего развития Совета Евроатлантического партнерства неуклонно сокращается компетенция самого НАТО, замыкаясь на 5-й статье Вашингтонского договора (коллективная оборона). Прибалты и болгары стремятся в силу исторической инерции отгородиться от России. От кого хочет оградить свою безопасность Украина, пока не очень ясно.