Украинские крестьяне голодали по вине односельчан, пишет журналист Зинаида Захарченко в свежем номере российской газеты Время новостей.
На Украине полным ходом идут приготовления к Дню памяти жертв голодомора. Начиная с 1998 года этот день поминовения проводится в стране ежегодно в последнюю субботу ноября. В этом году президент Виктор Ющенко намерен придать мероприятиям еще более масштабный, чем прежде, характер. По его указу правительство только что создало организационный комитет, который уже в этом месяце приступит к проведению акций, напоминающих о событиях тридцатых годов прошлого века. Это и открытие памятников, и проведение выставок, и специальные уроки в школах. В минувшем году президент сам провел несколько таких уроков, раздавая ученикам сухари и рассказывая им про голод и его причины. На этот раз Ющенко потребовал от своих дипломатов, работников образования, прессы и правоохранительных органов уделить тем событиям еще больше внимания.
Пик мероприятий придется на следующий месяц, а главная церемония поминовения состоится 28 ноября. Уже запланировано, что в 16 часов этого дня украинцы должны будут почтить память жертв минутой молчания. Стоит напомнить, однако, что нынешний украинский президент преподносит события 1932-1933 годов не просто как страшную трагедию, затронувшую множество граждан Советского Союза, а как, по его словам, "целенаправленное массовое убийство", "геноцид украинского народа". Против такого подхода возражают украинская оппозиция, ряд историков и многие из тех бывших советских граждан, кто сам перенес тот страшный голод или знает о трагедии по рассказам своих родственников и знакомых.
...нынешний украинский президент преподносит события 1932-1933 годов не просто как страшную трагедию, затронувшую множество граждан Советского Союза, а как, по его словам, "целенаправленное массовое убийство", "геноцид украинского народа".
Чтобы доказать свою версию тех событий, Виктор Ющенко несколько лет назад поручил центральным и региональным властям и даже службам безопасности Украины расследовать факты голода и зафиксировать их в многотомной "Национальной книге памяти жертв голодомора". Первый том был торжественно презентован в ноябре 2008 года, далее появились другие, причем каждый из них составлялся силами какой-либо из украинских областей, наиболее пострадавших во время голодомора.
Региональные власти с подачи президента подошли к выполнению задания с необычайным рвением. Но в результате, как теперь выясняется, не обошлось без казусов - есть свидетельства, что в список жертв были внесены лица, не имевшие отношения к трагедии: умершие по других причинам или, более того, живые до сих пор. Новостные агентства уже сообщали про случай с жителями украинского села Андрияшевка, которые с изумлением узнали, что в этом году попали в траурный реестр и были отпеты в украинских церквях как "жертвы искусственного большевистского голода".
Украинский историк и политолог Владимир Корнилов, изучив опубликованные в стране списки с именами жертв, обнаружил множество таких ошибок. В собранных властями материалах есть конечно же и соответствующие действительности факты. Однако историк убежден, что эти данные не только не подтверждают концепцию г-на Ющенко о "геноциде украинского народа", но и, наоборот, опровергают ее. В этом месяце г-н Корнилов, возглавляющий украинский филиал российского Института СНГ, опубликовал ряд статей с результатами своего исследования. Одна из последних называется "Голодоморная фальсификация национального масштаба".
"В оборот пущено большое количество уникальных, ранее не публиковавшихся документов, касающихся периода 1932-1933 годов и абсолютно точно доказывающих: никакого геноцида, то есть сознательного уничтожения населения по этническому признаку, не было", пишет историк Владимир Корнилов.
Автор "отдает должное составителям" книг о голоде тридцатых годов на Украине, отмечая, что ими проделана "колоссальная и очень полезная работа": "В оборот пущено большое количество уникальных, ранее не публиковавшихся документов, касающихся периода 1932-1933 годов и абсолютно точно доказывающих: никакого геноцида, то есть сознательного уничтожения населения по этническому признаку, не было". Он опровергает и еще один тезис некоторых украинских политиков о том, что "произвол в отношении крестьян творили орды "заезжих москалей", то есть русских, евреи или латышские стрелки". Историк опирается при этом как раз на те архивные материалы и живые свидетельские показания, которые были собраны украинскими властями по поручению Виктора Ющенко.
Вот, например, материалы, собранные администрацией Харьковской области. "Львиная доля данных документов (как и в других областях) - это жалобы, крик души раскулаченных крестьян в связи с произволом. Тяжело читать рассказы селян о том, как у них отбирали последнюю корову, обрекая на нищенство и голод. Страшно читать рассказ вдовы, которую с детьми выкинули из дома, или жалобу престарелой женщины, бывшей помещицы, которую ее бывшие холопы лишили последних запасов продовольствия", - отмечает историк, напоминая о том, что Харьков в начале 1930-х годов "был еще столицей Украины". Однако он обращает внимание и на другой факт: "Все это жалобы на своих, на председателя сельсовета, соседей, односельчан. Причем жалобы писались именно в Москву, где местные крестьяне зачастую находили поддержку от произвола и голода".
Один из селян по фамилии Тимченко, например, жаловался на поведение дорвавшегося до власти некоего Кандыбы, нового председателя сельской рады (сельсовета), который постоянно требовал от односельчан средства себе на "литер водки", угрожая иначе "из хаты выгнать". "Это нелюди и варвары. Оградите меня от таких бандитов", - писал крестьянин Тимченко в надежде, что его письмо попадет в Кремль.
В интервью "Времени новостей" историк Владимир Корнилов добавил к этому, что "нынешние украинские власти зря пытаются вбить клин между украинским и российским народами, обвиняя в голоде только центральные власти в Москве".
"Широкие массы украинских сельских жителей (а они в основном были бедняками) не просто поддержали кампанию раскулачивания, но были активными ее участниками", - говорит Владимир Корнилов после изучения множества архивных документов. В интервью "Времени новостей" историк добавил к этому, что "нынешние украинские власти зря пытаются вбить клин между украинским и российским народами, обвиняя в голоде только центральные власти в Москве". На таких теориях, по его убеждению, "нельзя выстраивать украинскую государственность". Впрочем, как подчеркивает наш собеседник, у отстаивающих ее украинских политиков "есть и меркантильный интерес", ведь нельзя исключать, что в случае международного признания факта геноцида кто-то из пострадавших украинцев или их родственников "захочет подавать иски к России".
"Неверно говорить о голоде в Украинской Советской Социалистической Республике, абстрагируясь от катастрофической ситуации с продовольствием в других республиках и областях единого государства - СССР. Об этом свидетельствуют и архивы МИД России: в документах по теме голода тех лет обычно фигурирует весь Советский Союз", - так ответили на запрос "ВН" специалисты российского МИДа. Хранящиеся там архивы доказывают и без того многим известные факты: "Голод тогда охватил не только Украину, но и Поволжье, Центрально-Черноземную область, казачьи области Дона и Кубани, Северный Кавказ, Северный Казахстан, Южный Урал, Западную Сибирь. Голодали тогда люди и на Западной Украине, входившей в то время в состав Польши".
Впрочем, один из российских дипломатов, пожелавший остаться неизвестным, в беседе с "ВН" отметил: "Все-таки на Украине существует и взвешенный подход к событиям 1932-1933 годов. С официальной трактовкой не согласны многие украинские историки и политологи. А оппозиционные силы - Партия регионов и коммунисты - уже предупредили нынешние украинские власти об ответственности за предоставление сознательно неправдивой информации об исторических событиях, прежде всего о проблеме голодомора".
Остается только напомнить, как Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, посещая в июле этого года Украину, рассказал верующим, что страшный голод затронул и его семью. "Дети, нам нечего больше есть. Мы завтра начнем умирать", - сказала однажды его бабушка, жившая тогда в Поволжье. "Только чудо спасло семью и моего отца, когда вдруг неизвестные люди доставили в дом мешок муки", - объяснил патриарх. И добавил: "Голодомор был общей бедой всего народа, который в то время жил в одной стране".
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.