Зарешеченный мир

17 червня 2011, 11:43
Власник сторінки
редактор рубрики Страна
0
3002

в нашей рубрике в этом номере вышла интересная статья о заключенных

Суть ее такова: Украина занимает четвертое место в Европе по количеству заключенных на 100 тыс. населения. Впереди - только Россия, Грузия и Белорусь. В мире по этому показателю Украина - где-то 27-я (для справки: Россия - третья, США - первая). При этом европейский опыт показывает, что чем меньше людей сажают в тюрьмы, тем меньше уровень преступности в стране (США и Россия, думаю, очень ярко доказывают эту теорему "от обратного", Украина, к сожалению, тоже).

Северная Европа (в статье ее представляет известный норвежский криминолог Кристи, который, собственно, и придумал либеральную систему наказаний) по-христиански относится к правонарушителям - там их не стремятся наказать, а пытаются социализировать, а наказанием служит возмещение ущерба - есть даже специальные службы, которые сводят обе стороны конфликта, которые помогают возместить ущерб - и все это на свободе, не сажая человека в клетку.

Это логично, учитывая, что тюрьма - это условия, где обстановка и окружение - как зэковское, так и вохровское, не способствует социализации, а даже наоборот (и это касается системы в целом, а не только ее украинской "части"). В Украине, к слову, рецидивы - повторные преступления - наблюдаются более чем в 50%.

Так вот, на севере Европы человека не стремятся отправить за решетку, и, при этом, уровень преступности там - один из самых низких в мире. Такой вот парадокс.

У нас же тюрьма - это едва ли не единственный вариант - в год на 200 тыс. приговоров приходится только 300-400 оправдательных. Сажают именно что за мелочь, не учитывая, что сама среда могла толкнуть человека на это мелкое правонарушение - детский дом, отсутствие денег и професиии, да многое другое.

А зона - это мир, где не только жесткий закон, но и, например, общество, в котором каждый четвертый - наркоман. Как логично заметил один из украинских правозащитников, исправить на воле преступника еще можно, но наркомана - точно нет. А возможностей подсесть на иглу на зоне, по словам бывших заключенных, более чем достаточно.

Уже упомянутый Кристи вполне логично считает, что насилие порождает насилие, и нужно стараться разомкнуть этот круг, чтобы нормализовать ситуацию в обществе. Он уверен, что при любом преступлении обе стороны имеют шанс понять друг друга, и договориться о компенсациях и возмещениях. В пример криминолог приводет военный опыт, когда в концлагерях некоторых пленных сербов не убивали и не мучали их норвежские охранники только потому, что славяне хотя бы однажды показали, что знают норвежский и устанавливали хоть какой-то контакт - давали спички, чтобы подкурить, например. То есть, из бездушного создания они превращались в глазах своих потенциальных мучителей в создания одушевленные - и уже только это снижало уровень агрессии (подобное, думаю, знакомо в той или иной степени, каждому, хотя бы по опыту детских драк).

У нас же не только закон, но и общество старательно отторгает от себя преступников, как будто они никогда не вернутся. Вернутся, и тому же обществу вновь придется столкнуться с ними.

Понятно, что всех не перевоспитаешь, понятно, что есть разные преступления, но искать выход все равно надо. Хотя бы потому, что мы, если кто забыл, в большинстве своем христианская страна (если уж логические аргументы и пример северной Европы на нас не действуют).

Наш закон мягок только к госчиновникам-коррупционерам и прочим людям, связанным с властью и деньгами - и вот их, почему-то, общество всегда как-то готово помиловать, найти в них что-то хорошее ("воровал - да, но и стране давал", или "воровал, но для этого ему пришлось пробиться на самый верх - это не каждому дано", или "воровал - но так не каждый сможет"). А ведь таких людей - минимум, и хотя бы по теории вероятностей, нужно понимать не их, а тех, кого армия - более 400 тыс., которые порой не имели шансов избежать тюрьмы до первого преступления (наши колонии, как и армия - сплошь рабоче-крестьянские), и имеют еще меньше шансов свернуть с уголовной дороги, выйдя на волю (там мало кто ждет, и никаких вариантов для социализации общество и государство не предлагает).
Да, стоит упомянуть, что норвежский криминолог не говорит, что его идеи - единственная панацея. Он упомянул, что еще одним важным фактором декриминализации общества есть его общая экономическая успешность, успешность, которая формируется не только за счет сверхбогатства одной небольшой прослойки, а возникает потому, что основная масса населения неплохо обеспечена.

В ближайшие годы Украине подобное не грозит, потому пока стоит вспомнить об идеях, которые начал проповедовать один уроженец Израиля пару тысячелетий назад.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.