Продажа "Центрэнерго". В чем интерес государства?

07 вересня 2020, 19:09
Власник сторінки
Журналист, создатель проекта Politicus Vulgaris
Продажа  Центрэнерго . В чем интерес государства?

Почему Фонд госимущества захочет отобрать у Ахметова шахты

В Меморандуме между Украиной и МВФ на первую половину 2021 года запланирована приватизация ряда госпредприятий. Среди них многострадальное «Центрэнерго». Продать его - одно из условий продолжения кредитования Украины Фондом. 

Судя по той резвости, с которой Украина утверждает требования МВФ в банковской системе, вопрос стоит крайне остро. Уже понятно, что и 2021 год будет для Украины очень сложным. Без МВФ сложно будет финансировать дефицит госбюджета и выплаты по внешнему долгу.

Чтобы приватизация вообще состоялась и была успешной, необходимо финансовое оздоровление «Центрэнерго». То есть, сам факт приватизации позволит рассчитывать на кредиты МВФ, а успешная в денежном выражении приватизация позволит в определенной мере снизить дефицит госбюджета-2021.

Одной из составляющих финансового оздоровления «Центрэнерго» может быть создание вертикальной интеграции – от добычи топлива до продажи электроэнергии. Это вариант, который сейчас всерьез рассматривают в Кабмине и ФГИ. Денис Шмыгаль поручил разработать объединение «Центрэнерго» с госшахтами.

Нельзя не отметить тот факт, как эта инициатива ФГИ и Кабмина оказалась весьма своевременной для Рината Ахметова. Одну из госшахт контролирует его компания ДТЭК. 

Ахметов во времена Януковича взял в аренду государственную шахту «Добропольеуголь». Олигарх планировал заработать. В стране еще была промышленность, еще был рост потребления электроэнергии. Были также шансы продавать электроэнергию на экспорт. Поэтому был смысл «затариться» неубыточными шахтами. Понятное дело, Ахметов мог и купить – но взял в аренду.

Но жизнь сложилась иначе. Страна лишилась Крыма и Донбасса, прошла через экономический кризис. А в 2020 году нахлынул COVID-19. Промышленность провалилась (промпроизводство в Украине падает с июня 2019 года, т.е., 14 месяцев подряд), страна стала потреблять меньше электроэнергии. Стало некуда девать даже уголь, который добывается на собственных шахтах – не то что арендованных. 

Поэтому Ахметову крайне выгодно предложение вернуть шахты государству. Тем более, что есть даже формальный повод – ДТЭК уже полгода не платит аренду, оговоренную в договоре с государством. Не платит потому, что шахты простаивают – делайте выводы сами. С одной стороны, формально должен платить, несмотря ни на какие вирусы и карантины. С другой стороны, налицо форс-мажор.

Но просто забрать – это опять повесить на государство проблемы с шахтерами. Снова платить дотации, снова создавать рабочие места для шахтеров. Поэтому правительство начало изучать вопрос, чтобы присоединить «Добропольеуголь» к государственным тепловым электростанциям «Центрэнерго». Что логично даже без учета приватизации «Центрэнерго» и сотрудничества с МВФ – в рамках вертикальной интеграции можно и гарантированный сбыт угля обеспечить, и цена его позволит «Центрэнерго» иметь «нормальную экономику» (но об этом – ниже). 

И тут началось. Правильно... «Это Ахметов мутит – не дадим ему порешать свои вопросы». Не спорю – антиолигархия наше все. Ну ок, Ахметов хочет порешать свои вопросы. Мотивация олигарха понятна. У него сложная ситуация, у его топливного холдинга ДТЭК большой убыток за полугодие. Но заметьте, никто не обсуждает, что на самом деле выгодно Украине. 

----------------------------------

В чем интерес государства?

----------------------------------

Думаю, вопрос нужно ставить иначе. «Добропольеуголь» - это хороший актив или нет? Государству пытаются навесить тухлятину или эта сделка будет в наших интересах? «Центрэнерго» выиграет от этого или проиграет? Производимая ею электроэнергия станет дороже или дешевле?

Начинаем рассуждать.

В год «Центрэнерго» потребляет 5 млн тонн угля. Из этого объема 2 млн тонн поставляется из государственных шахт - но объемы поставок с каждым годом падают, и угля не хватает. Поэтому остальное компания докупала на стороне.  В разное время уголь шел из оккупированных территорий, из России, Южной Африки, из США, частной «Шахты «Краснолиманская» Виталия Кропачева, которая паразитирует на инфраструктуре одноименной госшахты. Сейчас недостающий уголь «Центрэнерго» поставляет ДТЭК из «Добропольеуголь».

Сегодня ДТЭК стало некуда девать уголь из «Добропольеугля». С марта 2020 предприятие простаивало, не добывало уголь, а шахтеры остались без работы. «Добропольеуголь» возобновило работу лишь после заключения контракта между ДТЭК и «Центрэнерго» о поставках угля.

ДТЭК продает уголь «Доброполья» по 1600-1700 грн за тонну. Но государственные шахты продают уголь дороже – около 2000 грн за тонну. То есть, присоединить к «Центрэнерго» госшахты, включая «Доброполье», - неплохой шаг. Вполне себе выгодный.

Идея создать на базе «Центрэнерго», «Добропольеугля» и других госшахт вертикально интегрированный холдинг возникла одновременно в трех местах. Подозреваю, с одной стороны ФГИ уже начал задумываться о приватизации «Центрэнерго». Возможно, что и Кабмин напомнил ФГИ, что от успешной приватизации «Центрэнерго» зависит продолжение кредитного сотрудничества с МВФ. С другой стороны, нельзя исключать, что эту идею подбросили Кабмину менеджеры Ахметова – понимая, что Кабмин в этом заинтересован. Но параллельно с этой же идеей выступил и менеджмент «Центрэнерго» - а он Ахметову не подчиняется.

В итоге, премьер-министр Денис Шмыгаль поручил оперативно разработать вариант объединения ПАО «Центрэнерго» с государственными угледобывающими предприятиями, в том числе и с находящимся в аренде «Добропольеуголь».

----------------------------------

Почему «Центрэнерго» тянет время?

----------------------------------

Но как только Шмыгаль выдал поручение, «Центрэнерго» изменило линию поведения. Госкомпания принялась тянуть время и тормозить процесс со своей стороны. Почему?

«Центрэнерго» заявило, что сначала нужно провести аудит угольных предприятий, чтобы определить более рентабельные из них. Их она готова взять на баланс. А нерентабельные шахты нужно пустить «под нож» – законсервировать, закрыть и порезать на металлолом. Вроде бы аргумент вполне понятный и резонный. Но есть два нюанса.

Во-первых, «Добропольеуголь» - это целостная компания. Если сначала забрать ее, а потом затеять реструктуризацию, пройдет уйма времени, а кредиты от МВФ Украине будут нужны в ближайшие год-полтора. Кроме того, зачем? Шахты все государственные – а там работают шахтеры. Это старая добрая история о том, как реформируют шахтерские городки и закрываются убыточные шахты. За предыдущие годы мы четко поняли, что государство не способно решить проблему, а способно только «пилить» миллиардные дотации. То есть, это путь – потенциальный рассадник коррупции. А главное, это время.

Во-вторых, затягивание времени выгодно тому, кто уже сегодня «доит» «Центрэнерго». Дело в том, что сегодня государственные электростанции контролирует олигарх Игорь Коломойский. На предприятии в руководстве работает его менеджмент, а трейдеры олигарха выкупили по дешевке всю электроэнергию, которую компания ЯКОБЫ произведет до конца года. Почему якобы? Да потому, что значительная часть этой электроэнергии не будет произведена. Полностью заглушив топки своих станций, «Центрэнерго» выкупит на балансирующем рынке со скидкой в 45%, куда падает профицитная электроэнергия «Энергоатома». Об этом я уже писал.

Поэтому конечно, Коломойскому совершенно не нужно, чтобы к «Центрэнерго» присоединяли какие-то шахты. Ведь тогда обрушится великолепная схема. Придется искать способ загружать шахты работой и сжигать добытый ими уголь. Зачем, если можно просто использовать «Центрэнерго» в качестве трейдера. Наносить убытки компании, «Энергоатому» и государству – но давать при этом электроэнергию существенно дешевле рынка на ферросплавные заводы Коломойского.

Вот почему медиа-менеджеры Коломойского почти наверняка начнут в пух и прах разносить идею присоединения «Добропольеугля» к «Центрэнерго». 

Ну и понятное дело, Коломойский тормозит приватизацию «Центрэнерго». Зачем, если госкомпания приносит золотые яйца. Плановый (!) убыток «Центрэнерго» в квартал составляет 4 млрд грн. Угадайте, кто имеет такую же сумму себе в плюс.

----------------------------------

Уникальная возможность, которая просуществует недолго

----------------------------------

А теперь давайте применим условный немецкий подход. Как выгодно государству, которое управляет «Центрэнерго».

У государства есть уникальная возможность, которая просуществует совсем недолго. Уголь конкурирует за топки «Центрэнерго» с природным газом. Пока что выгоднее сжигать газ. Но цены на него уже начали расти – и вырастут еще. И в один прекрасный момент станет выгоднее сжигать уголь.

Уникальная возможность состоит в том, чтобы присоединить к государственной «Центрэнерго» ВСЕ госшахты, а не только хорошие и прибыльные – а затем продать это единым пакетом на приватизации. И пусть уже новый собственник решает, что делать с шахтами. Да, это немного цинично – но это, пожалуй, единственный выход из коррупционных схем.

Ну и конечно, после этого нужно выставлять «Центрэнерго» на приватизацию и продавать какому-то крупному инвестору. Это хорошо для государства. Одним махом государство решит вопрос с государственными шахтами и создаст конкурента ДТЭК Рината Ахметова. Ну и конечно, госбюджет перестанет нести такие сумасшедшие убытки из-за схем Коломойского.

Но при таком подходе правительство должно понимать простой факт. Если «Центрэнерго» примет на баланс госшахты вместе с «Добропольеуглем», ей придется-таки сжигать уголь, производить электроэнергию и платить зарплаты шахтерам. В таком случае она не вписывается по себестоимости, поскольку компания уже подписала контракты, по которым должна продавать всю электроэнергию в 2020 года Коломойскому с огромной скидкой. Скидка составляет 35% от себестоимости, которая посчитана, если бы компания работала на угле.

Понятное дело, что Коломойский будет сопротивляться этой идее, как в свое время сопротивлялся намерению Фонда госимущества поменять менеджмент «Центрэнерго». И он таки все сделал так, как хотел. Менеджмент сменили, но госкомпания осталась под контролем олигарха. Возможно, это такой себе хитрый маневр, когда менеджмент Фонда понимает, что Коломойского из «Центрэнерго» не выбить, но создание вертикально интегрированной компании позволит не только сменить менеджмент, но и оздоровить «Центрэнерго» для успешной приватизации. Признаюсь, не сильно в такой мотив верю, но мало ли. Хотя бы потому, что выставлять на приватизацию убыточную компанию – сильно бьет по репутации: ведь никто убыточную компанию не купит, а виновником назовут именно ФГИ. Тем более, что ФГИ не только отвечает за приватизацию в целом, но еще и госпакет акций «Центрэнерго» находится в управлении ФГИ. 

Итого, интерес государства – это решить одним махом сразу несколько гигантских проблем. Но за такое решение придется побороться.

Чтобы принять уникальное решение и присоединить госшахты к «Центрэнерго», есть всего несколько месяцев. Потом, как подозреваю, цены на газ и уголь пойдут вверх, и Ахметов может запросто отказаться от собственного предложения. Тогда «Добропольеуголь» у него не вырвать даже калеными щипцами.

----------------------------------

СПРАВКА. Что из себя представляет государственный угольный сектор?

----------------------------------

В Украине работает несколько десятков государственных шахт, которые объединены в угледобывающие предприятия. Среди них: «Селидовуголь», «Волыньуголь», «Львовуголь», «Мирноградуголь», Шахта «Надия», ГП «Краснолиманская» и «Добропольеуголь» (находится в аренде ДТЭК Ахметова).

На оккупированной территории, кроме десятка обогатительных фабрик, и нескольких проектных институтов, осталось два десятка государственных угледобывающих предприятий, больше половины из которых по документам находятся в состоянии ликвидации. Что сейчас происходит на этих предприятиях, сложно сказать. Сложно сказать также, что происходит на шахтах, которые остались на подконтрольной территории.

Возьмем к примеру государственную шахту «Краснолиманская». На базе это шахты существует частное предприятие ООО «Краснолимаская» Виталия Кропачева, которое использует ресурс ГП. Представьте, что шахта - это многоэтажный дом, который идет в глубь. Часть видовых этажей (с запасами угля) в этом доме принадлежит частному лицу, другая часть вместе с шахтой лифта – государству. Такое вот странное сосуществование.

Дело в том, что при Янукович отдал хорошую лаву ГП "Краснолиманская" своему кошельку – Игорю Гуменюку. После бегства семьи компанию выкупил смотрящий за углем от Порошенко – Виталий Кропачев. Еще до того, как модные западные журналы начали рассуждать о совместном использовании персонала двумя компаниями, Кропачев взял в аренду шахтеров ГП «Краснолиманская». Теперь просто в соседней лаве они добывают уголь для ООО и поставляют ее навверх по инфраструктуре ГП. Добытый уголь долгое время продавался на «Центрэнерго» по завышенным ценам. 

При этом Кропачев не рассчитался с ГП и шахтеры ГП сейчас сидят без зарплаты. Об этом, кстати, знают в министерстве энергетики.

Проблемы есть не только на ГП "Краснолиманская". На других шахтах при всех властях руководство вымывало и вымывает деньги через тендеры на свои фирмы. Оно «рисует» себестоимость добычи угля в 7000 грн за тонну при рыночных 1400 за тонну. А затем государство платит по завышенным ценам и фиксирует прибыль коррупционеров.

Побороть эти проблемы можно только решительным быстрым действием вроде того, какое я описывал выше.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости бизнеса
ТЕГИ: ФГИ,Ринат Ахметов,Центрэнерго
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.