Дальше – меньше

08 вересня 2014, 15:33
Власник сторінки
Журналист

О расследовании причин и обстоятельств трагедии в Одессе 2 мая

Дальше – меньше. Пожалуй, именно так в двух словах можно описать ход расследования майской трагедии в одесском Доме профсоюзов. С течением времени все стремительнее тают надежды на то, что все-таки прозвучат имена преступников, ответственных за сожжение десятков людей в Одессе 2 мая.

         Достучаться до правды станет еще сложнее теперь, когда распущена специальная комиссия одесского областного совета, занимавшаяся расследованием поджога Дома профсоюзов. Фактически, как ни тяжело это признавать, самороспуск этой комиссии – один из предпоследних гвоздей, вколачиваемых в крышку гроба «европейской и демократичной» Украины.    

Четыре месяца вялой имитации расследования со стороны милиции, спецслужб, СНБО, парламентской комиссии и международных инстанций. Четыре месяца замалчивания, покрывания и затягивания. Этого времени вполне достаточно, чтобы понять: расследование одесской трагедии – фикция, за сожженных одесситов никто не ответит, а действующая украинская власть всячески препятствует установлению истины, затягивает следствие и уничтожает улики. 

Ведь практически сразу после трагедии одесские власти затеяли в Доме профсоюзов генеральный ремонт, который и провели с небывалой оперативностью. Тем самым, сознательно или нет, были уничтожены ценные улики, а вместе с ними и чаяния сотен тысяч одесситов узнать хоть и горькую, но все-таки правду о трагедии 2 мая.

         А еще была эта жуткая свадьба в уже отремонтированной столовой Дома профсоюзов. Сложно представить, что счастливые молодожены и их гости не ведали, в каком именно месте они решили отметить свое бракосочетание. Пляски на костях стали своеобразным импульсом населению: мол, «глядите, где вчера жгли людей, сегодня рождаются новые семьи. Все в прошлом, пора бы уже потихоньку забывать…».

Но одесситы не хотят забывать. А если и захотят, то не смогут. Даже, невзирая на то, что кто-то явно и всеми силами пытается им в этом помочь.

Сразу после трагедии украинские силовики обвинили в случившемся воображаемых граждан России и Приднестровья. Вскоре, правда, выяснилось, что эта версия, мягко говоря, не соответствует действительности, и власти на время о ней забыли. Но, лишь на время. Спустя несколько месяцев, за неимением более убедительной, еще раз была озвучена изначальная российско-приднестровская версия, только более решительным тоном и уже под видом официального заключения следственных органов.

А ведь обстоятельства майской бойни в Одессе расследуют не только украинские силовики. Была создана специальная комиссия Верховной Рады. Обстоятельства потрясшей Европу трагедии пытаются изучать в ООН. Даже Гаагский трибунал получил полномочия самостоятельно вести поиск виновных и опрашивать свидетелей.

И, спустя треть года, практически ничего не известно о тех, кто стоит за гибелью десятков ни в чем не повинных людей. По крайней мере, ничего внятного так и не прозвучало из уст официальных лиц.

События 2 мая были организованы на Куликовом поле, а ключевую роль в них сыграли люди с судимостями, умственно-отсталые, люмпены и бездельники.

Об этом месяц назад, 6 августа, в ходе заседания специальной комиссии Одесского облсовета сообщил старший следователь по особо важным делам Главного управления МВД Украины Руслан Сушков. События 2 мая были заранее спланированы и имели целью дискредитацию власти – к такому выводу пришли законные представители этой самой власти. И ждать от них иного ответа, похоже, просто бессмысленно.

Несколько позже, 25 августа, окончательно прояснилось отношение к трагедии и сторонников одесского «Евромайдана». Пресс-секретарь самообороны Одессы Артем Филиппенко заявил, что никакой трагедии 2 мая на Куликовом поле и вовсе не было. По его личному убеждению, там был бой, в котором евромайдановцы одержали победу. А 48 убитых и более 200 раненых — приемлемая цена за сохранение «единой Украины».

Трезво и, насколько это возможно, беспристрастно взглянуть на проблему попытались различные одесские журналисты и общественники, которые практически сразу после трагедии сформировали «Группу 2 мая». После кропотливого анализа огромного количества фото- и видео-свидетельств, опроса десятков очевидцев трагедии удалось восстановить подробную, чуть ли ни поминутную, хронологию событий 2 мая.

Например, доподлинно известно, что причины смерти жертв в Доме профсоюзов были разные: ожоги, отравления, огнестрельные ранения, избиение тяжелыми предметами. Другими словами, далеко не все погибли в огне, что вызвало у журналистов и общественников немало вопросов к правоохранителям. Однако, украинские силовики с «Группой 2 мая» сотрудничать категорически отказались. 

Аргумент о том, что связанная с трагедией информация не может считаться закрытой, поскольку касается слишком большого числа людей, не сработал. И в этой связи у многих одесситов начало формироваться мнение, что власти стараются спустить расследование обстоятельств трагедии на тормозах.

В начале августа, подтвердив догадки и опасения простых одесситов, с критикой органов, занимающихся расследованием событий 2 мая, выступил и глава одесского отделения Комитета избирателей Украины Анатолий Бойко.

 

«Ситуация с официальными расследованиями, которых несколько и которые каждое по своим линиям ведут МВД, прокуратура и СБУ, настолько плачевная, что мониторинговая миссия ООН по правам человека, которая работает в Одессе уже несколько месяцев, официально выразила обеспокоенность их затягиванием. Более того, представители миссии в своем отчете прямо указали, что общественность информируется о ходе расследования крайне неудовлетворительно. Несколько раз высокопоставленные чиновники раскрывали информацию, которая впоследствии была опровергнута».

Анатолий Бойко, глава одесского отделения КИУ.

 

         Так, например, губернатор Одесской области Игорь Палица в свое время сделал публичное заявление о том, что активных участников майских беспорядков в Одессе, принимавших непосредственное участие в убийствах людей, для начала вывозят в Киев, а уже там отпускают на свободу. В частности, в конце мая в Киеве освободили из-под стражи печально известного «сотника Мыколу», который вел огонь по людям в горящем Доме профсоюзов.

         А 30 августа Апелляционный суд Херсонской области отпустил на свободу активиста «Евромайдана» Всеволода Гончаревского, подозреваемого в расправе над одесситами, выпавшими из окон Дома профсоюзов 2 мая. И это невзирая на наличие видеозаписей, на которых человек, похожий на Гончаревского, действительно добивает людей, падающих из окон горящего здания…

         Очевидно, что все эти, мягко говоря, странности, нестыковки и откровенный абсурд в действиях представителей власти – все это и привело к самороспуску депутатской комиссии Одесского областного совета по контролю над ходом расследования событий 2 мая.

         Выходит, ни журналисты, ни общественники, ни даже депутаты, как теперь это стало совершенно очевидно, не способны добиться от новой украинской власти и от силовых структур, которые ее представляют, ни правды, ни справедливости. Неужели он только такой – путь к Европе и демократии? Если так, то самое время запастись мужеством и терпением. Потому что дальше – меньше. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: трагедия в Одессе
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.
Для зручності користування сайтом використовуються Cookies. Детальніше тут
This website uses cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more
Згоден / Got it