Ла-Пас – EVO-люционный социализм на высоте 4 км

20 серпня 2013, 17:00
Власник сторінки
0
38
Ла-Пас – EVO-люционный социализм на высоте 4 км

Ла-Пас – EVO-люционный социализм на высоте 4 км

В переводе с испанского слово «Ла-Пас» означает «мир». И хотя полное имя города звучит примерно как «Всемирная Богоматерь», сокращение кажется довольно уместным.

Действительно, фактическая столица Боливии производит впечатление отдельного изолированного мира или хотя бы мирка. В него погружаешься с момента приземления в местном аэропорту Эль-Альто («высокий» в переводе с испанского). Названы воздушные ворота не просто так – почти 4100 метров над уровнем моря все-таки. Дыхание учащается, кровь циркулирует медленнее. Собственное тело напоминает, что Вы прибыли в самую высокую столицу на планете.

Абсолютное количество населения мирка по имени Ла-Пас составляют коренные народы Америки. Такого количества чистокровных индианцев Вы не найдете ни в одной столице Нового Света. Именно поэтому для европейца или североамериканца здесь все столь непривычно, столь в новинку.

Приезжим, например, никогда не понять с какой любовью местные бабушки-аймара (крупнейший индианский этнос Боливии) в цветастых юбках рассуждают о «нашем Эвито» - президенте страны Эво Моралесе. Ла-Пас является настоящим форпостом главы государства. Его портреты в национальной шапочке расклеены по всему городу и могут соперничать в количестве только с изображениями Че Гевары. Поддержка Моралеса в столице доходит до 90% и даже выше.

Моралес – плоть от плоти аймара, нищий батрак из Андского «верхотурья», самый что ни на есть рубаха-парень из народа. Первый в истории Боливии президент не из белых. Тот, кого западная пресса в открытую называет «главой наркокартеля» и даже «крупнейшим производителем белого порошка в мире».

Вполне возможно, что в сообщениях американских СМИ и есть доля правды. Вот только для жителей боливийского высокогорья все эти громкие фразы абсолютно не выглядят оскорблением и даже не имеют негативного окраса.

Ни один крестьянин-аймара не может понять: «как может навредить кока?». Ведь ее веками употребляли предки! Ее листики и сейчас лежат в кармане каждого второго горожанина из Ла-Паса! Да и потом, попробуйте хоть трусцой пробежаться по городским улицам, не пожевав волшебного зелья! Через сколько секунд у Вас застучит в ушах?

На это легко возразить, что листья и порошок – вещи немного разные. Но почти у каждого избирателя Эво есть заготовленный ответ: «Так этим гринго и надо, пусть и дальше травятся химией! Мы к себе колонизаторов не звали! Они на нас и так 500 лет наживались! И вообще, правильно Эво эксклюзивно для америкосов визы ввел, да еще и по 100 долларов с носа. Пусть платят, они и так богатые!».

Даже такую горячность аймара можно понять. Не верите? Посмотрите нашумевший фильм «Они продают даже дождь», он хорошо показывает природу отношений простых боливийцев с крупным бизнесом, чаще всего, имеющим штатовских учредителей.

Да и как ла-пасцы могут не любить Моралеса? За 7 лет президентства в городе появилось больше социальных объектов, чем за предыдущие полвека. Новые больницы, детские сады, «собесы» с социальной помощью (последний на фотках можно идентифицировать по оооочень длинной очереди) – все это в диковинку для жителей традиционно нищего высокогорья Анд. Тем более, что основные «порошковые доноры» бюджета работают в сельве - в тысяче километров от столичной горной округи.

Моралес популярен и благодаря сотне других популистских новаций. Это и бензин по 40 североамериканских центов (благо, покойный Уго Чавес и его наследник Николас Мадуро «подогревали и подогревают» боливийских товарищей), и раздача земель беднейшим крестьянам, и национализация боливийской собственности многих западных корпораций.

Смотря на улицы Ла-Паса, удивляешься как же они жили-то без «Эвито» раньше? Стекло и металл многочисленных небоскребов, величественная колониальная архитектура площадей и соборов – все это кажется здесь абсолютно чужеродным. Как-будто эти изыски насильно, по велению злобной мировой закулисы перенесли сюда из условного Нью-Йорка или Мадрида.

Правда, боливийцы никогда и не испытывали пиетета перед наследием колонизаторов и капиталистов. Даже президентская резиденция в народе именуется «Сгоревшим дворцом». За последнюю сотню лет его штурмовали раз 10, что периодически заканчивалось линчеваниями прозападных гарантов конституции (для парочки последних дело заканчивалось петлей).

Аймара даже название «Ла-Пас» используют нечасто. Свой город они называют «Чукияпи», по имени индианского поселения, существовавшего тут до прихода конкистадоров. Так вот, настоящий «Чукияпи» - это не соборы и небоскребы. Это – улица Сагарнага, местный аналог Андреевского спуска.

Вот только в отличии от нашей достопримечательности тут все не лубочное и туристоориентированное. Это - реальное сердце города. Тут проходят фиесты и карнавалы, гудят от наплыва горожан кафешки, а туристы поражаются дешевизной индианских сувениров (например, свитер из настоящей альпаки можно купить за 7-8 долларов!). Рядом находится и колоритный «рынок ведьм», где «аймарские» шаманы и колдуны предлагают всевозможные снадобья на основе коки.

Не менее известный пример «настоящего Чукияпи» - знаменитая тюрьма Сан-Педро. Да-да, Вы не ослышались – именно кутузка. Известность она приобрела относительно недавно, когда президент Эво решил слегка «демократизировать» ее порядки.

С 2007г. туда стали пускать всех желающих. За деньги, конечно. Более того, в тюрьме почти отменили охрану, ввели хозрасчет и самообеспечение питанием, и даже стали выпускать зэков на волю для ежедневной работы!

Сан-Педро – настоящий город в городе. Тут живут целыми семьями (это дешевле, чем платить коммуналку в городских квартирах), работают цехами и артелями, питаются в фастфудах. Короче, почти прототип для места действия «Веселых каникул» с Мэлом Гибсоном.

Не очень веселый фильм, скажете Вы? Может быть! Но только для нас - европейцев и гринго. Жители Ла-Паса, например, тюрьмой Сан-Педро жутко гордятся и постоянно хвастаются ее передовыми порядками.

Так может просто рекомендовать прессе не лезть со своим уставом в этот индианский «монастырь»? Посмотреть, чем закончится этот эксперимент построения социализма с «краснокожим лицом»? По крайней мере, пока количество боливийского порошка в клубах Ибицы и Майами не превысит все разумные пределы…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости Украины
ТЕГИ: горы,кокаин,Боливия,социализм,кока,Анды,Уго Чавес,Эво Моралес,Николас Мадуро,Ла-Пас
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.