США представили новую стратегию по Судану. В Хартуме рады, что в ней нет ни слова о военном вторжении
Сегодня, 19 октября, госсекретарь США Хилари Клинтон представила новую стратегию администрации Барака Обамы по Судану. В Хартуме отреагировали позитивно.
Как сообщает Reuters, новая стратегия представит собой "меню из стимулов и антистимулов": вероятное возобновление жестких экономических санкций в отношении Хартума, с одной стороны, а с другой, - обещание тесного сотрудничества с суданскими властями по ликвидации геноцида в Дарфуре.
По словам Клинтон, которая озвучила текст заявления Обамы в присутствии спецпредставителя президента США по Судану Скотта Грейшона, Вашингтон ставит перед собой две цели.
Первая заключается в прекращении конфликта, попирания прав человека и геноцида в Дарфуре". Вторая - "заключение окончательного мирного соглашения между суданскими Югом и Севером для создания возможности долгосрочного мира в стране".
"Если правительство Судана предпримет действия по улучшению ситуации в регионе и достижению мира, будут поощрения (стимулы). Если нет, США и международное сообщество окажут (на Судан) повышенное давление", - подчеркивается в тексте заявления Белого дома. При этом Барак Обама пообещал продлить жесткие экономические санкции в отношении суданского правительства.
По словам Хилари Клинтон, США хотят достичь результатов с помощью честного диалога. "Но одних лишь слов недостаточно", - отметила госсекретарь.
Между тем, советник президента Судана Гази Салахадин заявил, что отсутствие угроз военного вторжения в тексте стратегии свидетельствует о новом духе, который олицетворяет Обама. "Это не стратегия изоляции… Если сравнивать с прежней политикой (в отношении Судана)… есть позитивные моменты", - сказал он.
В то же время, Салахадин отметил, что в Хартуме расстроены тем, что Белый дом по-прежнему использует слово геноцид при упоминании Дарфура. По словам советника суданского президента, этот термин не отражает реалий в Дарфуре.
***
Гражданская война в Дарфуре между правительственными силами и противостоящими им местными повстанческими движениями, добивающимися независимости для провинции, длится с февраля 2003 года. За это время в регионе, по данным ООН, погибли от 300 до 500 тысяч человек, более 2,5 миллиона стали беженцами.
Продолжающийся в течение нескольких лет по инициативе ООН и Афросоюза процесс мирного урегулирования привел к некоторой стабилизации обстановки в Дарфуре, однако окончательное мирное соглашение между всеми участниками конфликта до сих пор не заключено.
Ныне за безопасность в Дарфуре отвечает совместный миротворческий контингент ООН и Афросоюза. Эксперты ожидают, что очередной раунд мирных переговоров, намеченный на октябрь в Дохе, может стать окончательным этапом урегулирования вооруженного конфликта.
Непростую ситуацию в стране осложняют и некоторые разногласия между Югом и Севером Судана по референдуму о независимости Юга, который должен состояться в 2011 году и определить решением народа, оставаться ли ему в составе единого государства или объявить о полной независимости.
Проведение референдума о независимости Юга было одним из ключевых условий заключенного в 2005 году окончательного мирного соглашения, положившего конец 22-летней гражданской войне на юге Судана, унесшей жизни более двух миллионов человек. Согласно документу, Южный Судан получил на время переходного периода автономный статус в составе Судана.
Хартум всячески препятствует отделению богатого природными ресурсами Юга и затягивает принятие решений о проведении референдума.