Известия: Викторы и векторы

Известия,  24 августа 2004, 10:58
💬 0
👁 43

"Чья победа на украинских президентских выборах выгоднее России?". Об этом пишут журналисты российских "Известий" Екатерина Григорьева, Георгий Ильичев, Ольга Тропкина.

Во вторник Украина отмечает День независимости. Получается один из самых сложных праздников за все время суверенитета: с гибнущими в Ираке украинскими солдатами, политической поляризацией общества и неясными перспективами президентской избирательной кампании. А еще эксперты предрекают: ситуация после голосования, намеченного на 31 октября, может оказаться еще хуже. Мол, разница между основными кандидатами сейчас настолько невелика, что оппозиция в случае своего проигрыша может попытаться провернуть "грузинский сценарий".

Акции, направленные на дестабилизацию, могут начаться уже со Дня независимости, подчеркнуто громко сообщают украинские силовые ведомства. Тем не менее сегодня - весь набор праздничных мероприятий, от парадов и концертов, и последний День независимости, которым в качестве президента будет руководить Леонид Кучма.

Выбор "куда идти - в Россию или в Европу" за два месяца до украинских президентских выборов уже неактуален. Ответ за последнее время сформировался такой - и туда, и туда. Любой другой вариант означает ущерб для экономики и политической позиции Украины. Так что водораздел между "пророссийским" Виктором Януковичем и "прозападным" Виктором Ющенко весьма условен: точно так же, как Янукович в случае своей победы не порвет отношений с Западом, Ющенко, если станет президентом, не повернется спиной к России. А если еще внимательнее посмотреть на позиции двух фаворитов, то их политическая ориентация меняется чуть не на противоположную. Ющенко, несмотря на всю свою "прозападность", в случае победы обещает вывести украинских военных из Ирака (каждая смерть на чужой войне становится на Украине упреком действующей власти), Янукович же наоборот - пока готов сделать все ради сохранения статус-кво в отношениях с НАТО, США и ЕС.

"Приехать на Украину как на сафари"

Первыми ситуацию попытались использовать российские политтехнологи: двойственность украинской предвыборной кампании, когда форма столь ощутимо не соответствует содержанию, открывает простор для работы. Тем более что, по оценкам экспертов, расходы двух основных кандидатов на проведение избирательной кампании с учетом неофициальных статей достигают нескольких миллионов долларов. Эксперты говорят, что украинская президентская кампания - одна из самых дорогих на постсоветском пространстве за последние годы.

- Российские политтехнологи становятся все более невостребованы на Украине, - считает Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии. - И дело не только в невыполнении взятых на себя обязательств. Если еще пару лет назад доверие к уровню российской интеллектуальной среды было довольно высоким, то сейчас оно серьезно подорвано. Попытка приехать на Украину как на сафари и обучить "дикарей" каким-то нехитрым приемам (которыми, как выяснилось, сами российские политтехнологи не всегда владеют) сыграла негативную роль. Сейчас остаются востребованы только те персоны, которые имеют личное влияние на крупных заказчиков, но опять же - их не подпускают к основным бюджетам кампаний. И ни в кампании Януковича, ни в кампании Ющенко российские политтехнологи не будут играть решающей роли. Что, конечно, совсем другое, нежели статус гуру, указующих украинским политикам путь истинный.

Собеседники "Известий" в политтехнологических кругах уверяют, что действующих российских пиарщиков на Украине осталось немного. Во-первых, некоторые успели себя дискредитировать неудачно проведенными избирательными кампаниями на недавних парламентских выборах. Во-вторых, россияне требуют за свои услуги деньги, несопоставимые с гонорарами пиарщиков украинских: источники "Известий" называют сумму в $30-50 тыс. просто за оказание некой помощи в кампании.

"Поражение легче всего скрыть в срыве выборов"

Политический кризис вплоть до повторения "грузинского сценария" - таков мрачный прогноз обстановки на Украине после выборов. О нем говорят и украинские силовые ведомства, и российские политологи/ политтехнологи, работающие сейчас на киевской арене. Насколько оправданны такие предположения? По всем опросам (абсолютные цифры разные, но тенденция одна) Ющенко по-прежнему опережает Януковича примерно на 10%. Но пока второй тур остается неизбежным и в его исходе никакой ясности нет - слишком велико количество неопределившихся. Борьба пойдет примерно за 10% голосов, которые в первом туре будут отданы за коммуниста Петра Симоненко (Ющенко, учитывая этот фактор, уже заявил, что в социальной части его программа близка к коммунистической), и голоса аутсайдеров, суммарный рейтинг которых пока не превышает 2%.

Исходя из нынешних цифр, основа для мрачного сценария есть - небольшой итоговый разрыв между победителем и побежденным будет означать появление повода для сомнений в легитимности итогов голосования. Если эти сомнения умело подхлестнуть, то варианты массового протеста действительно возможны. Сценарий протестов оппозиции рассматривается, естественно, лишь в случае победы Януковича. А в его победу официальный Киев верит столь же истово, как и официальная Москва.

В пользу возможности протестов говорит и тот факт, что Украина, хоть и празднует годовщину суверенитета, так и не излечилась от характерного для постсоветских государств заболевания - граждане не верят в то, что выборы действительно являются способом волеизъявления народа, а государство на выборах лишь выполняет роль счетовода заполненных бюллетеней. По данным опроса, проведенного 6-13 августа организацией "Украинске демократично коло", 42% украинцев считают, что если выборы пройдут с нарушением законодательства, то на них победит Янукович. Если же выборы пройдут честно и демократично, то, по мнению 28% отпрошенных, победа должна отойти Ющенко.

- Ющенко, из которого не получается триумфального победителя, теперь лихорадочно готовят к статусу жертвы "нелегитимных выборов", - уже прокомментировал возможные будущие события президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. По его мнению, на Украине вполне может быть реализован "грузинский сценарий": попытка "вывести сторонников на улицы при молчаливом одобрении США и Европы", поскольку "политическое поражение легче всего скрыть в срыве выборов".

Однако сейчас, за два месяца до выборов, разговоры о провокациях можно счесть или одним пиар-ходом (скорее в поддержку Януковича - мол, он противостоит потенциально дестабилизирующей силе), или инструментом: сообщив о возможности провокаций, силовые ведомства получают дополнительные основания для контроля над действиями оппозиции. Да и по большому счету "грузинский сценарий" на Украине маловероятен: для него нужна другая структура общества, другие экономические показатели жизни да и, что говорить, другие лидеры и другая история.

"Ставка на одного - гигантская ошибка"

Ставка официальных российских властей подчеркнуто однозначна - премьер-министр Янукович должен и, что более важно, может стать президентом.

- Нам страшно важно то, что будет на Украине после президентских выборов, - говорит председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк Урнов, - но из-за этой важности не надо впадать в пиар-манихейство и строить те бредовые конструкции, которые позволяют себе в последнее время некоторые мои собратья по цеху: "один из претендентов воплощает в себе все лучшее, что только можно найти на Украине, он гарантирует стабильность, он наш", а другой, как известно, "воплощает в себе все худшее, что есть в этом мире и вообще он "их" агент, и если, не дай бог, он придет к власти, то наступит хаос и ужас".

Многие аналитики, в том числе и Урнов, полагают: для российской внешнеполитической стратегии делать ставку на кого-либо одного является "гигантской ошибкой". Даже в самых точных данных (хочется полагать, что российский выбор основывается все же на них) нельзя исключать возможности ошибки. Как, например, Москва будет строить отношения с Киевом, если победит не Янукович, а Ющенко? Пока единственный просматривающийся подстраховочный инструмент - долгосрочные соглашения, которые обязан будет выполнять любой следующий президент Украины и любые следующие правительства. Москва в последнее время по этому пути идет довольно упорно: на прошлой неделе подписан долгосрочный договор в нефтегазовой сфере, в сентябре, как предполагается, будет юридически принят первый пакет конкретных отраслевых соглашений в рамках единого экономического пространства. Хватит ли этого, чтобы гарантировать стабильность отношений после выборов? Пока не ясно. Как известно, не все договоренности можно отменить, но почти все можно "замылить".

Но главная проблема отношений двух стран по-прежнему в том, что Россия по большому счету так и не признала суверенитета Украины. Не признала политически, о чем свидетельствует весь стиль ее поведения в избирательной кампании, не признала на уровне общественного сознания. И пока не произойдет этого осознания по крайней мере на уровне российской элиты, каждые украинские выборы будут восприниматься Москвой почти как собственные, в которых есть лишь одно мерило: победа или поражение.