Новые Известия: Безопасность не гарантирована
Теракт в Беслане заставит страны СНГ искать для себя более надежную защиту - вне Содружества, - пишут Светлана Гамова и Мехман Гафарлы в статье "Безопасность не гарантирована", опубликованной 7 сентября в российском издании "Новые Известия".
Трагедия в Северной Осетии поставила государства СНГ перед выбором: либо вместе противостоять общей террористической угрозе, либо каждой искать свой собственный зонт безопасности. Некоторые его уже нашли - в НАТО.
После Беслана всем стало понятно, что пора беспечности, о которой говорил Владимир Путин в своем обращении, закончилась. Причем не только для России, но и для всех стран СНГ. Реальная угроза терроризма и агрессивного сепаратизма существует практически в каждой из них. И каждая сегодня думает о том, как лучше защитить себя от возможных нападений. Но, надо признать, не все видят себя в этих планах рядом с Россией: страна, которая не способна обезопасить саму себя, не может рассматриваться другими в качестве гаранта стабильности и безопасности. Потому не исключено, что некоторые соседи России активно будут добиваться этих гарантий от Запада и при первой возможности скроются под более надежным, на их взгляд, натовским укрытием.
Исключение, пожалуй, составят Белоруссия, Украина и Казахстан, то есть те государства Содружества, которые объединились в ЕЭП (Единое экономическое пространство). И то при условии, что Россия, поступившись собственными интересами, пойдет на создание выгодной всем остальным единой экономической зоны. Собственно, это Москва и делает в последнее время (имеется в виду отмена НДС на экспорт нефти на Украину, а также обещания по льготным поставкам газа в Белоруссию). Руководители этих стран уже заявили о готовности создания новой совместной системы безопасности - в рамках СНГ. Нурсултан Назарбаев заявил в понедельник, что готов обсудить на предстоящем саммите СНГ в Астане "вопросы выработки конкретных мер по обузданию этого глобального зла (терроризма. - Ред.)". Александр Лукашенко подчеркнул, что "если бы постсоветские республики объединились, они могли бы бороться не с последствиями, а с причинами терроризма". Леонид Кучма договорился с Владимиром Путиным по телефону, что в повестку дня совещания глав государств СНГ, которое намечено на сентябрь, будет внесен вопрос о новых подходах в обеспечении безопасности на территории Содружества. Собственно, к разговору о координации действий в борьбе с терроризмом готовы все члены коалиции, но не все верят, что разговор будет продуктивным. В первую очередь потому, что под антитеррористическую программу потребуются средства, которых ни у России, ни у других членов СНГ нет. Но они есть у США и НАТО. Это хорошо понимают, к примеру, в Грузии и Молдавии, где курс на интеграцию в ЕС и НАТО давно объявлен приоритетным. Если бы не внутренние конфликты (Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье), разрешить которые без участия России, по крайней мере сегодня, невозможно, и Тбилиси, и Кишинев давно бы прекратили участвовать в бесперспективных, на их взгляд, заседаниях СНГ. О том, что СНГ - мертвая структура, молдавский президент Владимир Воронин говорил еще два года назад, что же касается Михаила Саакашвили, то его предпочтения всем известны - это Вашингтон.
Экономически слабая Россия не готова к солидным инвестициям в экономику стран Центральной Азии и Закавказья, поэтому даже такие верные союзники Москвы, как Таджикистан и Киргизия, вынуждены искать финансовую поддержку у США. По экономическим соображениям эти страны уже передали свои военные объекты под американские базы. Правда, чтобы не обидеть Москву, Киргизия согласилась разместить на своей территории - в Канте - и российскую военную авиабазу. Что же касается Узбекистана, то он в последние годы открыто выступает как форпост США в Центральной Азии.
Напомним, что исламский экстремизм для этого региона не пустой звук. Исламисты уже дважды вторгались в Киргизию и Узбекистан. В августе 1999 года боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) сначала со стороны Таджикистана напали на Баткенскую область Киргизии, а затем со стороны Таджикистана и Афганистана - на Сурхандарьинскую область Узбекистана. Тогда узбекской и киргизской армиям пришлось полтора месяца вести бои с боевиками ИДУ, которые тем не менее прорвались в Афганистан. А через год - в августе 2000-го - вновь напали на Узбекистан.
Как полагают эксперты, чем сильнее будет давление исламских экстремистов на Узбекистан и Киргизию, тем больше эти страны будут сближаться с Америкой. За 8 млрд. долларов Узбекистан согласился на постоянной основе оставить на своей территории американские базы, отказавшись от сотрудничества с Россией в области безопасности. Трагедия в Беслане может еще больше усугубить наметившийся раскол в СНГ.