International Herald Tribune: Где будет проходить граница Восточной Европы? Статья Виктора Ющенко
"Даже после последнего раунда расширения НАТО и Европейского Союза до окончательного воссоединения Европы еще далеко, причем по причинам далеко не только технического характера", - пишет бывший премьер-министр Украины, кандидат в президенты Виктор Ющенко в статье, опубликованной авторитетным американским изданием The International Herald Tribune.
Все расширяется социальная, политическая и культурная пропасть между жителями Западной и Центральной Европы, с одной стороны, и Восточной Европы - с другой. Разделительная линия, нарисованная еще в эпоху "холодной войны", не стерта с политической карты - она лишь сместилась на несколько сот километров к востоку.
С одной стороны, украинский народ приветствует расширение Европейского Союза, но, с другой, нас беспокоит, что европейская интеграция остановилась на наших западных границах, создав, по сути, новую линию разделения в Европе.
Так же чувствуют себя наши соседи в Беларуси, Молдове и России, и нашу тревогу по этому поводу разделяют люди Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, стран Балтии - всех наших соседей, которые понимают, насколько тяжел груз проблем, вытекающих из неполной европейской интеграции и возникновения такого явления, как биполярная Европа.
Хотя все мы живем в Европе, всем понятны и чисто лингвистические нюансы, и стоящие за ними тонкости европейской политики. Страны к востоку от Европейского Союза называют либо "территорией бывшего Советского Союза", "новыми независимыми государствами", но практически никогда "Европой" или даже "Восточной Европой".
И мы, живущие на востоке Европы, не можем не говорить о том, как режет наш слух этот европейский политический жаргон - по той простой причине, что мы всегда считали себя частью Европы, а не ее "соседями".
Да, на нас лежит вина за провал политических и общественных реформ в Восточной Европе, и, в частности, в Украине. Мы зациклились на формальных признаках государственности и не обратили внимания на сущность государства, которое строили. Мы слишком долго мирились с вопиющими болезнями нашей политической и экономической системы, не думая ни о чем, кроме институционализации независимого государства и охраны его стабильности и суверенитета.
Заботясь о стабильности государства, мы не смогли заставить себя пойти по европейскому пути развития, который предполагает беззаветную преданность принципам демократии и законности. И в результате мы оказываемся по ту сторону процесса расширения Европейского Союза.
Сегодня под руинами идеологической конфронтации поднимает голову новый противник - политический цинизм, который сделал возможной новую угрозу возникновения биполярной Европы с центрами в Брюсселе и Москве. Эта поляризация даже острее, чем кажется на первый взгляд. Призраки бродят по всей Восточной Европе - призраки дикого капитализма, советского авторитаризма и даже средневекового феодального строя. Вместо построения здания законности отстроены заново марионеточные суды и марионеточные силовые структуры. Вместо народовластия - управляемая демократия, в которой результаты выборов известны заранее. Вместо средств массовой информации - средства массовой пропаганды.
Весьма вероятно, что Европа скоро будет втянута в новую конфронтацию. Она может показаться нестрашной по сравнению с войной против международного терроризма и другими современными угрозами безопасности, но перспектива получить на своих границах целый блок коррумпированных авторитарных режимов должна пробудить из спячки политическую и общественную элиту ЕС.
Украина, все 48 миллионов ее граждан, всегда были неотъемлемой частью и активными участниками европейской истории. Но сегодня здесь снова тревожно, здесь снова оживает неосоветский строй. В Украине начинается новый этап борьбы за Европу, в которой ни народ, ни политическая элита не сказали пока своего последнего слова.
И все же есть у нас активное демократическое оппозиционное движение, открыто поддерживающее европейские ценности. Результаты опросов общественного мнения показывают, что 60 процентов украинцев поддерживают установление более тесных связей с Европой. Президентские выборы, которые состоятся этой осенью, станут кульминацией борьбы за выбор: быть Украине в Европе или не быть.
Украина, которую мы стремимся создать, будет неотъемлемой частью по-настоящему единой Европы - Европы, в которой не будет никаких разделительных линий. Эта Украина не просто станет вместилищем европейских ценностей, но и будет распространять их за пределами собственных границ. Она остановит попытки создания на Востоке "альтернативной Европы".
Чего же мы ожидаем от наших партнеров на Западе? Во-первых, четкой позиции относительно места Украины в паневропейском общественном, политическом и экономическом процессе, включая вопрос полного членства в Европейском Союзе на основе критериев, установленных для вступления в него.
В конце 90-x годов именно такая четкая позиция европейцев помогла демократическим силам Словакии одержать победу над авторитарным режимом через свободные демократические выборы. Но сейчас, когда европейские политики заявляют, что Украину нельзя рассматривать в качестве потенциального члена Европейского Союза, это только подрывает позиции демократических сил и играет на руку тем, кто стоит за сохранение статус-кво или "возрождение" неосоветского строя.
Украина - тест, который проверит и Европу и нас - можем ли мы считаться европейцами. Украинцы должны показать, что их система демократических ценностей не только самая красивая, но и самая прочная.
Несмотря на то, что те, кто сегодня у власти, возможно, прибегнут к массовым нарушениям избирательного законодательства, 31 октября у Украины все же будет возможность мирным путем расширить территорию демократических преобразований, начавшихся в Европе 15 лет назад, и сделать шаг навстречу единому и стабильному общему европейскому дому.
Перевод ИноСМИ.Ru
Оригинал публикации: Plotting Europe"s eastern border